Дежурный по апрелю

На Московский международный кинофестиваль приглашаются новые дарования и студенты

Юбилейный, 45-й по счету фестиваль пройдет в этом году с 20 по 27 апреля. Фильмом открытия станет «Снегирь» Бориса Хлебникова — того самого, что прогремел шесть лет назад пронзительной социальной драмой «Аритмия». Потом Борис ушел в съемки сериалов, и вот его возвращение в большое кино. В прокат «Снегирь» (на фото), снятый по известной повести Георгия Владимова «Три минуты молчания», выйдет летом, в сезон отпусков, так что есть смысл постараться увидеть его в рамках ММКФ.

Всего на фестивале в разных программах будут показаны порядка 200 картин из 60 стран мира. Члены отборочной комиссии рассказали журналистам, что 23 фильма приедут в столицу России из Китая, 18 — из Франции, 15 — из Испании, 12 — из США, по 10 — из Индии и Ирана. Ожидаются также кинопроекты из Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Португалии. Как никогда обширно будет представлено латиноамериканское кино.

В основной конкурс вошли 12 лент, которые поборются за главный приз ММКФ — «Золотой Святой Георгий». Среди них две российские премьеры. Это фильм со «свежим» названием «Первая любовь» в постановке Светланы Проскуриной и «14+: Продолжение» Андрея Зайцева — сиквел его известного фильма, тоже повествующего о любви. Получается, что две российские ленты посвящены одной теме и, по сути, будут конкурировать между собой.

Похожая ситуация, кстати, уже была в прошлом году, когда нашу страну в конкурсе представляли сразу три фильма, рассказывающие о российской глубинке. По факту они соперничали друг с другом и в итоге остались без наград. Это не единственная издержка в работе отборочной комиссии, которая в прошлом году была радикальным образом обновлена (ее по разным причинам покинули известные кинокритики Андрей Плахов, Петр Шепотинник, Стас Тыркин) и в новом составе, как мне кажется, пока не нашла нужный алгоритм работы.

Среди зарубежных картин в конкурсе есть работы с завлекательными названиями («Запах греха» из Бангладеш, «След зверя» из Сербии, «Черная луна» из Мексики, «Невеста мертвеца» из Румынии), но известных имен среди их создателей мне обнаружить не удалось. Времена, когда в конкурсе ММКФ участвовали фильмы Сергея Бондарчука, Федерико Феллини, Анджея Вайды, Элема Климова, Иштвана Сабо, остались, увы, в далеком прошлом. Остается надеяться на открытие новых дарований. Эта задача возложена на международное жюри, которое возглавит режиссер из Индии Рахуль Равель. В его команде актеры Алексей Гуськов и Светлана Иванова, их коллега из Казахстана Самал Еслямова и режиссер из Колумбии Сиро Герра.

Во второй раз на ММКФ пройдет новый конкурс «Русские премьеры», который пытается, как я понимаю, заполнить брешь в фестивальном движении, образовавшуюся после того, как главный фестиваль российского кино — сочинский «Кинотавр» — приостановил свою работу. Здесь заявлено семь фильмов, большей частью дебютных. Это «Ада» Станислава Светлова, «Голова-жестянка» Ивана Капитонова, «Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой, «Помилование» Айнура Аскарова, «Край надломленной луны» Светланы Самошиной, «Тайное влечение» Стаси Венковой, «Туман» Наталии Гугуевой. Жюри «премьер» возглавит режиссер и продюсер Алексей Учитель.

В документальном конкурсе тоже покажут семь картин: «Ла Сингла» (Испания, Германия), «Анна и доктор египтянин» (Израиль), «Дом мамаши Шаку» (Иран), «Явление в храме Шаолинь» (Китай), а также три российские ленты: «Отцы» Юрия Мокиенко, «Владимирский централ» Юлии Бобковой и «Дайте мне победить» Марии Филькенштейн и Светланы Музыченко. Притом что в мире ежегодно снимаются тысячи документальных фильмов, конкурс ММКФ из семи картин, среди которых три российские, выглядит довольно жалко. Отчасти компенсирует эту ситуацию еще одна программа документального кино — «Свободная мысль», которая будет состоять из картин, отмеченных на других фестивалях.

По традиции на ММКФ будет сформировано полтора десятка внеконкурсных программ, которые обычно пользуются повышенным интересом публики. Среди них «Блокбастеры народов мира», «Русский след», «Вокруг света за 8 дней», «Дикие ночи», «Секреты успеха», «Русский Голливуд на Сене», «Ночь над Чили». Но найти замену фирменным авторским программам «Эйфория» Андрея Плахова и «8 с половиной фильмов» Петра Шепотинника, которые собирали толпы заинтересованных зрителей, так и не удалось.

По словам председателя отборочной комиссии, телеведущего канала «Россия» Ивана Кудрявцева, особого внимания заслуживает программа «Трудный возраст», в которую вошли картины, посвященные проблемам молодежи, взаимоотношениям отцов и детей, которые обострились в последнее время. Между поколениями наметился разрыв, и с помощью кино можно и нужно наводить мосты.

В меру своих сил это пытается делать и дирекция ММКФ — и не только подбором фильмов. В этом году на фестивале появилась специальная студенческая аккредитация, которая дает право на бесплатный просмотр двух фильмов в день и возможность посещать творческие дискуссии. Эту аккредитацию уже получили более 500 студентов из 12 профильных вузов — ВГИКа, Московской школы кино, высшей школы кино «Арка». Помимо прочего, это поможет организаторам ММКФ заполнить залы: на фоне падения посещаемости кинотеатров большого наплыва зрителей на фестивальные фильмы, скорее всего, не будет. Но подлинные киноманы, конечно, воспользуются возможностью увидеть экранные новинки.

P.S. Посмотреть фильмы ММКФ можно будет в кинотеатрах «Октябрь», «Художественный», «Иллюзион», в Доме кино и кинозале Третьяковской галереи. Билеты можно приобрести на месте или на сайте фестиваля.