ЛЮБИТЬ СЕБЯ. И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЗАИМНОСТЬЮ

В принципе, любить себя не вредно. Особенно если есть за что. Но если любовь эта становится маниакальной, если ты уверен в собственной исключительности и требуешь такого же отношения к себе со стороны окружающих, то это уже признак заболевания. От этого недалеко до объявления себя Наполеоном со всеми вытекающими последствиями. Нечто подобное происходит сейчас с одним из наших телевизионных каналов.

Сам себя не похвалишь...
Когда ОРТ превратилось в Первый, многие сочли это удачным маркетинговым ходом. Все-таки телевизионный пульт большинства зрителей настроен именно на этот канал. Но вскоре оказалось, что это не просто смена бренда. Что это новая идеология, постепенно превратившаяся в навязчивую идею. Я не знаю больше ни одного канала - ни нашего, ни зарубежного, - на котором так часто, с таким восторгом и сладострастием говорили бы о себе.
Минули времена, когда телеведущие были народными кумирами, пророками в своем Отечестве. Но на Первом этого не замечают. Иногда кажется, что всех его сотрудников по утрам, после планерки, собирают на аутотренинг, где гипнотизер внушает им: "Вы лучшие, вы самые-самые, вы первые!" И, окрыленные, они торопятся в студию, чтобы донести эту мысль до миллионов зрителей. И если еще не проводятся "пятиминутки ненависти" к каналам-конкурентам, то это лишь потому, что те не заслуживают и этих пяти минут.
Из последних примеров нарциссизма - масштабная рекламная кампания под лозунгом "Нас не догонят!". Там, в межпрограммных роликах, старшее поколение ведущих Первого гоняет на болидах и самолетах, а потом уступает место за штурвалом, так сказать, молодой поросли. Вылез, допустим, из кабины пилота Якубович, а место его заняла Яна Чурикова. И все это под песню "татушек". И не важно, что она позиционировалась в свое время как гимн лесбийской раскрепощенности. Первому важен припев - нас не догонят!
Дальше - больше. Главный канал страны учредил премию с тем же гордым названием "Нас не догонят". И наградил ею человек 20 собственных сотрудников. От Екатерины Андреевой и Антона Верницкого до Лолиты Милявской и Максима Галкина. Г-н Эрнст на церемонии награждения пообещал, что премия станет ежегодной. Интересно, если какой-нибудь другой канал все же обойдет Первый по рейтингам, ее отменят или переименуют в "Нас обогнали"?..
Хотя, если честно, по отношению к некоторым из лауреатов премии имени "Ta.Tu" можно отнести все то же, что выше было сказано о самом канале. Разве похож нынешний самовлюбленный Галкин, бесконечно эксплуатирующий одни и те же, порядком поднадоевшие образы и приемы, на того блистательного и абсолютно искреннего юношу, каким он появился на эстраде на рубеже веков? Странно смотреть на хохочущего в студии Пьера Ришара, когда Максим в тысячный раз пародирует Хакамаду или Новодворскую. Интересно, что так веселит почти не понимающего по-русски актера в нашем увядшем политистеблишменте?..
Конечно, передать руль молодежи - дело благое. Но уверенность старших товарищей, что она, молодежь, может рулить всем чем угодно, против нее же и оборачивается. Скажем, никто не спорит, что Иван Ургант - блестящий шоумен. Но когда он ведет программу "Смак", видно, что готовить он особо не умеет и не слишком любит. Это чувствует и вся съемочная группа. И главным в кадре становится не процесс приготовления блюд, а шутки-прибаутки ведущего. В результате кулинарное шоу утрачивает свой изначальный смысл. С таким же успехом гости могли бы чинить велосипеды или строить карточные домики.
Словом, не догоняю я что-то. Не понимаю в смысле. И почему-то вертится в голове анекдот про неуловимого Билла: "Его что, догнать никто не может?" - "Да нет, просто за ним никто никогда и не гнался".
Песнь про батьку Махно
Скучный сейчас эфир. Конечно, понятно - лето. Многие программы вместе со своими создателями в затяжных отпусках. Без конца повторяются старые сериалы. Поэтому на магическое слово "премьера" клюешь каждый раз, хотя заранее знаешь, что вряд ли увидишь что-то пристойное. Не успел народ отойти от "Смерти шпионам!", где бесстрашные особисты в 44-м году обсуждали фильм "Подвиг разведчика", который был снят несколькими годами позже, как миру были явлены "Девять жизней Нестора Махно". Нет, здесь не так все безнадежно. Во-первых, фигура в центре повествования бесспорно интересная, противоречивая. Во-вторых, Павел Деревянко, играющий батьку, актер неплохой. Да и внешне похож на своего героя. Ну и, наконец, самое главное: для зрителей XXI века времена революции и гражданской войны - это уже что-то из области былин. Отношение к большевикам, махновцам, белогвардейцам менялось многократно и принципиально. Поэтому любые игры с историческими персонажами и фактами не воспринимаются зрителями болезненно. И если Нестор Махно, бандит и убийца, вдруг предстает то Робином Гудом, то радетелем за многострадальный народ - что ж? Может, и в этом есть доля правды. Хотя большинство серьезных исследователей все же полагают, что Махно - случайная личность в истории. Что просто большевики сумели с выгодой для себя использовать его бандитские наклонности и лидерские качества. Кстати, их-то, качества эти, Деревянко показать не удалось. Совершенно не понятно, почему к этому вяловатому молодому человеку с ухоженной при любых обстоятельствах пышной шевелюрой так тянется народ: "Нестор Иванович, веди нас за собой!"
А ляпов и здесь хоть отбавляй. Главные герои говорят на каком-то немыслимом суржике. Стреляют из оружия времен второй мировой. Поют еще не написанные в те времена песни. В итоге получилась песня про батьку-атамана в двенадцати куплетах.
Чувство глубокого удовлетворения
Тут вот подумал на днях: а не заделаться ли мне политологом? Люди с этой профессией всегда в чести и на виду. Ну и что, что у меня нет никаких связей во властных структурах, а знакомства в Кремле ограничиваются пушкой и колоколом? Для того чтобы делать мудрые политологические заключения, достаточно просто внимательно смотреть телевизор. Скажем, в итоговом выпуске программы "Время" на прошлой неделе я раз пять услышал упоминание "Единой России". Да в каких контекстах! Единороссы почти решили жилищную проблему, лекарственную проблему, проблему с дедовщиной в армии и многие другие проблемы. А вот про то, что хоть какую-то проблему решила "Справедливая Россия", мне ничего не рассказали. Какой из этого следует сделать вывод?..
Впрочем, Бог с ней с политикой. Но иногда страстное желание наших телевизионщиков взять под козырек выглядит просто смешной. Такую реакцию, например, могла вызвать программа "Встать в строй" из цикла "Улица твоей судьбы" (ТВ Центр). Хороший в принципе цикл. Один из немногих, имеющий патриотическую направленность.
Здесь, как вы понимаете из названия, речь шла об армии. О призыве. Я услышал, что армия важна для любой государственности, а для российской почему-то в особенности. Что раньше в армии была проблема с питанием, а теперь ее решили. Что теперь не бывает никаких уклонистов. Наоборот, в военкоматах нет отбоя от желающих служить призывников. А все потому, что дедовщины больше нет. Что теперь каждый старослужащий новобранцу - друг, товарищ и брат. И офицеры - настоящие отцы. А все благодаря депутатам-партийцам. Бурные продолжительные аплодисменты. И я почувствовал, как ко мне возвращается изрядно подзабытое чувство глубокого удовлетворения.