А БЫЛ ЛИ ЧЕРНЫЙ МАЛЬЧИК?

Полвека назад в столице состоялся фестиваль молодежи и студентов. Впервые за пятьдесят лет были открыты границы, к нам приехали живые иностранцы. Со всех континентов. Особый почет - чернокожим, завоевавшим независимость гостям. Из Ганы, Эфиопии, Либерии... Их даже трогали руками - а такие же они, как и мы? Приглашали в гости, дарили сувениры. Словно открывалась новая эпоха.

"РУХНУЛ ОБРАЗ ДЕВУШКИ-КОМСОМОЛКИ..."
Благодаря фестивалю в столице появился парк "Дружба", открылись гостиничный комплекс "Турист", стадион "Лужники", возник КВН. Мы узнали про джинсы, кеды, джаз, бадминтон. Народ запел суперхит "Эй, моряк, ты слишком долго плавал...". Появились автобусы "Икарус", "Волга" - ГАЗ-21, стиляги, юбки с цветочками - символикой фестиваля, отвязная советская молодежь. И ... "разнузданный секс" с чернокожими парнями.
Читаю в одном солидном журнале статью про фестиваль и узнаю просто душераздирающие подробности. К ночи толпы девиц, словно с цепи сорвались, устремлялись к местам проживания иностранцев. Парочки удалялись мгновенно в темноту, в поля, кусты, коих тогда было предостаточно вокруг того же "Туриста", построенного за ВДНХ. Никаких ухаживаний, никакого кокетства. Рухнул, замечает автор, он же, по его словам, участник фестиваля, образ загадочной, целомудренной и стеснительной девушки-комсомолки.
Срочно были созданы оперативные отряды быстрого реагирования на грузовиках с прожекторами. Летучие дружинники, само собой, иностранцев отпускали, а девиц ловили и выстригали просеку на голове. Через год в столичных роддомах принимали орды чернокожих малышей... Москва расплачивалась за гостеприимство и распутство.
Пытаюсь сегодня найти интернациональных отпрысков. Чего, казалось бы, проще? Чернокожим детям фестиваля уже под пятьдесят. У них самих должны быть дети, внуки. Интересно, как складывалась в разное время судьба этих людей в России. Звоню в фонд "Метис" - есть в столице такой. Никакой информации. Обращаюсь к специалистам Института этнологии и антропологии, Центра межнационального сотрудничества, Московского дома национальностей - тоже ничего. Ни одного адреса, ни одной фамилии. Обращаюсь к иностранцам, которые давно живут и работают в столице. Есть среди них артисты, спортсмены. Может быть, что-нибудь знают? Ответ один: " Про детей фестиваля, родившихся в 1958 году, не слышали..."
Попросил собственных корреспондентов "Труда" в российских регионах провести разведку. С нетерпением жду сообщений: вдруг фестивальные младенцы где-нибудь да отыщутся. Увы-увы... Можно, конечно, скрыть происхождение своих родителей, но не цвет же кожи.
Внимательно читаю воспоминания о фестивальных буднях и праздниках знаменитого Габриеля Гарсия Маркеса. Он приезжал жарким летом 1957 года в Москву в качестве никому не известного журналиста. Он рассказал про столичные постройки, которые показались ему "деревенскими домишками, увеличенными до титанических размеров". О том, "что советские товарищи хотели дружить". Что "москвичи подозрительно упрямо сопротивлялись, когда мы изъявляли желание прийти к ним в гости. И лишь несколько человек уступили нашему напору. Им казалось, что жили они хорошо, а на самом деле они жили в ужасных условиях"... Короче, много подробностей от Маркеса, но все - "приличные". Ничего, даже близко, скабрезного.
Тема во время поисков обрастает легендами. Якобы таких малышей вместе с мамами, дабы скрыть непристойный грех, вывозили в Вологодскую область. Или в Ивановский интернациональный детский дом. И еще. Якобы неподалеку от подмосковной станции "Отдых" была специальная школа для "черно-русских" отпрысков. Рассказывали мне и о том, что будто бы нехороших мам отправляли из столицы за пресловутый 101-й километр. Но слухи не подтверждались.
ГНЕЗДО ПОРОКА: ОТЕЛЬ "ТУРИСТ"
Обращаюсь к "первоисточникам". В дни фестиваля в порочной гостинице "Турист" работал электриком Александр Данилов. Продолжает он в ней в том же качестве трудиться и сегодня. Каким же было фестивальное гнездо вселенского разврата?
- В гостинице было семь пятиэтажных корпусов, - рассказывает Александр Михайлович. - Лифты - не везде. Номера в основном четырехместные. Все очень скромно. Четыре кровати, четыре дерматиновых стула, одна раковина и кусок линолеума под ней. На тумбочке - динамик. Ну радиоприемник. Туалет, душ - в коридоре. В каждом корпусе так. Только в 70-х годах в одноместном номере в качестве эксперимента встроили душевую кабину.
Стоило проживание в четырехместном номере - 1рубль 30 копеек. Если номер располагался у лифта, то постояльцу давалась скидка в размере гривенника. 3.60 стоила одноместная комната. 4.50 - полулюкс с двумя кроватями. Площадь каждого из номеров - 20 квадратных метров. Цены, что для иностранцев, что для своих, - одинаковые. В "Туристе" всегда был аншлаг.
- Что располагалось возле отеля?
- Свалка, пустырь, лесочек. Поле еще было, где картошку сажали. Это справа. А слева - стадион "Труд". Сейчас здесь автомобили ремонтируют. Гостей всех переписывали, и им можно было находиться у постояльцев до 23-х часов. Как, впрочем, и теперь.
- Видели вы толпы озверевших москвичек, которые приставали к иностранцам?
- Такого не было. В скверике возле "Туриста" молодежь собиралась. Сидела на лавочках. Цветочки там еще на клумбах росли. Ну и что тут такого? Нас, помню, проинструктировали в 87-м отделении милиции, как себя вести. Главное - не вступать ни в какой контакт с иностранцами. А в 7-м корпусе был даже устроен специальный оперативный штаб. И рядом с дежурным сидели два милиционера. Пропуск показывал и им обязательно. А в 6-м корпусе на втором этаже расположились сотрудники КГБ. Горничная после выезда иностранцев не имела права заняться уборкой номера, пока его не проверят чекисты. Опасались провокаций: подбросят, мол, подрывную литературу. Правило для электрика одно: заявку выполнил, лампочку там поменял, выключатель починил, сразу уходи.
Ну и директор гостиницы, в то время - Георгий Константинович Жуков, полный тезка полководца, кстати, тоже военный, строго за порядком следил.
В КУСТАХ ГОВОРИЛИ О ХЕМИНГУЭЕ
Так был черный мальчик или нет?
У Натальи Леонидовны Крыловой, доктора исторических наук, главного научного сотрудника института Африки РАН своя точка зрения на этот счет.
- Дети фестиваля 1957 - года это не более чем клише. Да, был тогда прорыв в сознании советских людей. Иностранец, всегда враг народа, твоего народа, шпион, стал другом, гостем. Разрушились штампы, стереотипы. И возникло ощущение свободы - очень субъективное, очень завышенное. Что и породило, на мой взгляд, миф о детях фестиваля.
Приехали - де-юре - освободившиеся от колониального гнета представители Эфиопии, Либерии, Египта... Они были, разумеется, привилегированными гостями. Чернокожие - де-факто. Экзотика! Девушки, конечно, мечтали с ними познакомиться. И все это потом стали подавать как сексуальный взрыв. Я лично верю, что имели место единичные случаи близких контактов. И не более. Как были и дружинники на грузовиках с осветительными приборами и карательными ножницами наготове.
Разумеется, естество, любознательность ничем не победишь, не загонишь в прокрустово ложе страха. Однако сама статья в журнале о детях фестиваля, я ее тоже читала, написана каким-то мизантропом. Весь фестиваль сводится чуть ли не к одному - половым проблемам. И самое яркое в том, что было на молодежном международном слете, - кусты и заросшие поля с квохчущими черными братьями и белыми сестрами возле "Туриста". Но не факт, если уж соглашаться с таким подходом, что наши любвеобильные особы лежали в кустах не с чехами, не с арабами. И не факт, что в тех же, извините, кустах не обсуждали Чюрлениса и Хемингуэя, который еще у нас не издавался.
Девочки с косичками по моде того времени, белых носочках, воспитанные на книжках Гайдара, просто не могли спровоцировать сексуальную пандемию. Тогда царствовали романтический инфантилизм, а не потребность совокупляться. Мы только-только выползали из-под идеологического колпака. Все походило на контакт с внеземной цивилизацией. Но никто же не собирается вступать сразу в интимную близость с зелеными человечками. Была, запишите, некая биологическая реакция на чужака. Вот и все.
Есть и цифры. В Москву приехали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Капля в этническом море. Чернокожих гостей фестиваля, я думаю, насчитывалось и того меньше - порядка 5- 6 тысяч. Учтите, что были среди них и особы женского пола... Уже исходя из этого, чернокожий беби-бум а-ля 1958 год выглядит совсем нереально.
К фестивалю готовились загодя, тщательно формировали делегации. Установка - достойно представлять свою страну, свой регион. И это еще один аргумент против массовости такого явления, как фестивальные дети. Не было всемосковского разврата, потому как быть не могло.
Говорю об этом еще вот почему. В 1985 году меня как кандидата исторических наук, защитившего диссертацию по молодежному и студенческому движению в Африке, включили в состав группы научных консультантов. Шла подготовка к очередному фестивалю. Очень хорошо помню, как мы натаскивали докладчиков, кто должен был выступать на "круглых столах". Сидели с ними в гостиницах, шлифовали тексты, заставляли заучивать отдельные фразы. Никаких вольностей, все очень строго.
- Кто же тогда ввел в оборот термин "фестивальные дети"?
- Не исключено, что советская пропагандистская машина. Или средства массовой информации. А появился он вскоре после легендарного молодежного слета - в начале 60-х. Кстати, я сама этот термин в научных трудах использую. Но в более широком толковании, подразумевая и ХХ съезд коммунистической партии, и разоблачение культа Сталина, и хрущевскую "оттепель". Вообще прорыв в сознании людей, который произошел в конце 50-х годов прошлого века.
- Сколько же могло быть в действительности чернокожих детей фестиваля 1957 года?
- Может быть, десятки, а может быть, единицы. Трудно назвать какие-то точные цифры.
- Они были тогда изгоями?
- И тогда, и сейчас. Могу сказать, что детям от смешанных русско-африканских браков живется лучше на родине отца, чем у нас в России. Там метисы не скандализируют общество, которое антропоэстетически реагирует на цвет кожи куда более благосклонно. В нашем понимании, если родитель африканец, то мать, следовательно, легкого поведения. Мне один молодой темнокожий человек говорил: "Когда в Москве вхожу в метро, то ощущаю ненависть во взглядах".
Африка ассоциируется у нас сегодня с наркотиками. Ныне чернокожий гость подвергается и остракизму скинхедов, коих в 1957 году еще не было как общности.
- Вы сами помните фестиваль?
- Папа привозил меня в Москву с дачи. Он считал событие историческим, которое нельзя пропустить. У меня в ладонях зажаты значки, и мне давали значки. Помню африканцев - высоких, стройных, доброжелательных. Они были ни на кого не похожи. И мне, семилетней девчонке, очень хотелось с ними пообщаться.
...Может быть, чернокожие дети были, в самом деле, изолированы в специнтернатах. Или каким-то образом закамуфлированы. Сама видела метрики, где в графе отец у чернокожего малыша было записано: "грузин арабского происхождения". Как вам это нравится?
Допускаю, что гости фестиваля увезли потом своих детей на родину. Африканцы в своем менталитете ориентированы на многодетность, большую семью. Это объяснимо особенно для бедных стран, где нужны рабочие руки. Дети - это богатство. Знаю одного угандийца, который собирал своих детей от трех российских жен. Искал через посольство и нашел-таки трех девочек, что было очень непросто. Одна из мам из-за конфликта с родителями сдала свою чернокожую дочку в Дом ребенка. А ее потом взяла к себе армянка...
ПОЛЮБИЛИ ИХ ЧЕРНЕНЬКИМИ
- ...Через два года после фестиваля СССР взял курс на подготовку национальных кадров в тропической Африке, - продолжает рассказ моя собеседница. - На обучение в Москву приехали первые 580 человек, а потом тысячи и тысячи. И это уже не разовый визит, а пребывание в России в течение пяти-шести лет. Были открыты подготовительные факультеты в 56 городах, в том числе Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Краснодаре... Такую вот установку дало Министерство высшего и среднего специального образования. Стране требовались идеологические союзники. И поэтому наряду с математикой и литературой мы преподавали чернокожим студентам марксистско-ленинскую философию. Рядом с учащимися из Африки, разумеется, наши девушки...
И они охотно, особенно в провинции, я это знаю, шли на контакт с африканцами. Несмотря на конфликты на уровне комсомола, партийных структур, с родителями. А уж бабушки в своих чернокожих внуках и внучках души не чаяли. Любить-защищать - это слова синонимы. И одну из глав своего исследования я даже назвала так: "Ода "К бабушкам".
Иногда сексуальные контакты связаны с тем, что наши дамы не представляют себе ситуацию в Африке. Что придется ехать в страну, где ислам, где имеет место полигамия, многоженство. Что муж может забыть про твой день рождения, опоздать на два часа. Для него это нормально.
В Ростове-на-Дону мы выявили такой любопытный факт. Нигерийцы, будущие врачи, брали частенько в жены почему-то в первую очередь наших выпускниц медицинских факультетов. Оказалось, что таким образом они заранее формировали кадры своих частных клиник...Уезжали домой с готовым бесплатным персоналом.
Но Африка это потом. А у нас чернокожие женихи стараются выглядеть совсем по-другому. На свидание такой иноземный кавалер приходит в черной паре и белой рубашке, с бутылкой шампанского. Выбор в его пользу. Он красиво ухаживает, хорошо говорит, умеет себя вести, о чем в той же российской глубинке забыли. Африканцы быстро приспосабливаются и на социальном, и лингвистическом уровне. А это важно.
Прибавьте сюда еще наивный настрой русских невест. Посланцы черного континента бедные, угнетаемые... Им нужна помощь. Огромное количество браков по таким мотивам. Любовь, чувства, конечно, тоже нельзя исключать. Знаю, как во время конфликтов в Руанде, Анголе, Конго бежали в Россию наши женщины. И как хотели они потом вернуться к себе домой ... в Африку.
А первые шаги к черному континенту были сделаны в далеком 1957 году.
- А как вы считаете, какой цвет кожи у россиян будет через несколько десятилетий, учитывая современные миграционные потоки?
- Мир вообще смешивается. Получается некий коктейль. Хотя, скажем, в Китае, Вьетнаме мало смешанных браков. А они сами по себе разрушают административные, государственные границы. Это как бы извилистая тропинка к глобализации. Человечество со временем, видимо, пожелтеет. А вот Россия черно-белой не станет. В этом я уверена.