Миллионы автомобилистов могут оказаться вне закона

В Думе хотят запретить эксплуатацию старых авто: неуклюжая попытка властей поддержать падающий спрос на новую технику

Депутаты намерены запретить россиянам ездить на транспортных средствах «достигших предельного срока эксплуатации». Члены думского комитета по экономической политике и промышленности уже направили свои предложения в Минтранс и Минпромторг.  

Рекомендации народных избранников стали плодом июньских обсуждений экологических проблем на круглом столе в Госдуме. В ускоренном режиме необходимо разработать особую программу, которая ограничила бы использование устаревшего транспорта под «Евро-0» и «Евро-1», рассказала зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфия Когогина. Она направляла рекомендации по запрету старой техники в министерства. С другой стороны, нужно помочь бизнесу (предложения думцев касаются пока только коммерческих авто) обновить парк, наладить субсидии, льготный лизинг и льготное кредитование. Единственное ограничение по использованию транспорта на сегодняшний день: автобусы для перевозки детей должны быть младше 10 лет. И то – предписание вступает в силу только в следующем году.  

Ещё в 2013 году Минпромторг предлагал запрет на эксплуатацию коммерческого транспорта старше 15 лет. Появились поправки к закону «О безопасности дорожного движения»: они предполагают постепенный вывод из эксплуатации грузовиков от 12 до 25 лет. Правда, до депутатов поправки так и не дошли.

Минпромторг получил свежие рекомендации думского комитета. В ведомстве считают, что для вывода старой техники из оборота нужно экономическое, техническое и организационное регулирование. «А также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава»,— цитирует Минпромторг «КоммерсантЪ». В стране уже действуют программы льготного автокредитования, напомнили в министерстве. Также Налоговый кодекс даёт возможность регионам устанавливать размер транспортного налога с учетом возраста техники. Позднее в Минпромторге подчеркнули: запрещать использовать автомобили на предельных сроках эксплуатации не стоит. Экологические проблемы нужно решать путём экономической мотивации граждан покупать новую и более безопасную технику. В Минтрансе пока изучают предложения депутатов.

В компаниях, существующих за счёт продаж и обслуживания новых автомобилей идею депутатов одобрили. Интересная деталь: депутат Альфия Когогина жена президента КамАЗа Сергея Когогина. Там поддержали меры, «направленные на обновления парка грузовиков»: это улучшит экологическую ситуацию и повысит безопасность на дорогах.

Медленное обновление автопарка и большой процент устаревших машин на дорогах – серьёзный вызов отечественному авторынку, соглашаются и в ПАО «Соллерс». в ГАЗе беспокоятся о безопасности участников движения и рисках отказа старой техники.    

«Речь идет не о личных легковых автомобилях, а о коммерческих транспортных средствах. Все-таки личный автомобиль может по-разному эксплуатироваться. Он, например, может быть коллекционным, то есть никак не использоваться. Как его ограничишь?», - поспешил успокоить председатель Челябинского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Валерий Гартунг (цит. по URA.RU). 

Запретить ездить на старой технике ещё реально для коммерческого сектора: с простыми гражданами бороться бессмысленно, полагает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Эксперт подсказал ещё одну статью ограничений помимо возраста авто: пробег. В прежние годы наши производители закладывали срок службы машины на 120-150 тысяч км пробега, хотя на деле автомобили способны проезжать куда больше, рассказал Удалов. Он высоко оценил госпрограмму обновления парка машин, действовавшую до прошлого года. Гражданин получал скидки при покупке новой техники, если старую сдавал в утилизацию либо в trade-in. За три года работы программы таким образом реализовали 1,2 млн автомобилей. Пока Минпромторг не готов возобновить программу в прежнем виде, хотя она способна поддержать падение спроса.

Во всех случаях, когда это им удобно, наши чиновники глухи к ссылкам на западный опыт. Однако на французских и немецких трассах есть прекрасные грузовики возрастом под четверть века, отметил координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. А в портах и терминалах нередко можно встретить автомобили возрастом 20 лет при пробеге 50 тысяч км: здесь год выпуска техник уж точно не показатель. Для многих водителей предпочтительнее американский или европейский грузовик 10-15 лет, чем новый сомнительного качества, заметил Войтко.

Такая инициатива должна исходить от Конгресса США, но не от наших думцев, иронизирует координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Граждане ездят на старых авто отнюдь не из симпатий к ретро-технике, а из-за возможностей своего бюджета. Предложение депутатов лишь ударит по российской экономике, считает эксперт.

«Транспортные издержки находятся в любом товаре и услуге. Такая попытка регулирования повлечет рост цен, инфляцию, и многие организации могут просто свернуть свою деятельность, и будет дыра на рынке. Программа с экологией есть, но решать ее нужно так, чтобы не пострадали права граждан и не был нанесен удар экономике», — приводит РБК слова председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина. 

И, думается, правы эксперты. Ведь проблема низкого роста многострадальной экономики нашей страны в том числе в низком спросе. В июле 2019 года в стране продали 140 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 2,4% меньше чем в тот же период 2018 года и на 7,4% меньше предыдущего месяца, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса АЕВ. За прошедшие 7 месяцев года продано 969 тысяч авто, что на 2,4% меньше, чем за то же время в прошлом году. А в феврале 2019 года продажи новых легковушек впервые на российском рынке упали. И это после 22 месяцев роста.

Между тем, в июле продажи подержаных легковых машин показали рост на 5,4% относительно результата июля 2018-го, фиксирует «Автостат».

Страхи КамАЗа и других игроков рынка более чем понятны. Но разве спрос на новое возрастёт, если запретить даже одному только бизнесу ездить на стареньких машинах? Едва ли. Начнутся массовые штрафы, и люди уйдут в систему каршэринга или такси (которое пока выгоднее, чем собственный автомобиль – внутри города однозначно). Либо предприятия закупят новую технику, а издержки заложат в новый ценник своих услуг, как и отмечал тот же Похмелкин. Не надо ждать чудес от производителей авто, цен никто не снизит. По данным агентства «Автостат», с начала кризиса (2014 год) по ноябрь 2018 года цены на новые машины подскочили на 66%.  

Выводить из эксплуатации старую технику надо осторожно, уверен автоэксперт Игорь Моржаретто. «Делается это путем введения льгот для владельцев старых автомобилей при покупке нового транспортного средства, путем льготного автокредитования», - цитирует эксперта ФАН. Моржаретто отметил пользу от действовавшей ранее программы утилизации автомобилей. «К сожалению, эта программа ушла, что очень зря. И иных программ, которые бы мягко подтолкнули человека на покупку нового автомобиля, нет. А просто так запретить старые машины — очень опасно с социальной точки зрения, это чревато социальным взрывом», — сказал он.

По данным ГАИ, в России почти 21 млн транспортных средств старше 15 лет, а 10 млн – старше десяти. При этом общее число техники на дорогах и у граждан – 60,5 млн. Неужели власти поставят вне закона почти половину владельцев машин и мотоциклов? Даже если до такого не дойдёт, пострадает бизнес: речь о миллионах транспортных средств. А когда бизнес начинает терять, это бьёт по нам с вами – конечным потребителям.