Есть такое слово - «первач»

Статистика уверяет, что пандемия снизила в России продажи алкоголя. Но значит ли это, что россияне на карантине выпили меньше обычного?

Согласно данным оператора фискальных данных «Такс-ком», в карантинный период, с марта по июль, официальные продажи спиртного упали на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Причем если в середине марта россияне покупали алкоголя чуть больше, то к середине апреля продажи резко снизились и к середине июля так и не достигли уровня прошлого года. Парадокс, однако.

Больше всего упало в продажах шампанское — на 30%. Ну это понятно: шампанское — напиток праздничный, а в пандемию не до веселья. Но ведь и на крепкий алкоголь — водка, коньяк, настойки, ром, джин, виски, бренди, текила, абсент, бальзам, ликер — тоже заметно упал спрос: аж на 13%. А выросшая на него цена в среднем на 8% не покрыла потери ни производителей и торговли, ни налоговиков. Плавнее снижались продажи пива (9%) и вина (7%). Хотя пиво снизилось в цене на 4%, а вино подорожало на 8%. Но неисповедимы пути потребителя в его борьбе с болезнями.

Но значит ли это, что россияне на карантине выпили меньше обычного?

Американская New York Times почему-то думает иначе, хотя в нашей стране не имеет корреспондентской сети. Газета написала, что «во всем мире распространение пандемии коронавируса усиливает страхи, что запертые дома встревоженные люди обнимутся с бутылкой». И приводит пример: в Иране погибли 27 человек, спасаясь метиловым спиртом от коронавируса. А далее газета утверждает, что в России пандемия привела к росту потребления спиртного, опираясь на слова какого-то главврача некой клиники в Центральном регионе доктора Азата Асадуллина, который «увеличивает количество больничных коек, запасается лекарствами и средствами дезинфекции, готовясь бороться с алкоголизмом».

Простим коллегам их фантазии, но признаем: какая-то доля истины в сказанном есть. Известно, что в марте, когда Владимир Путин объявил первую неделю «отпуска» для замедления распространения коронавируса, продажи водки в России подскочили на 65% по сравнению с месяцем ранее. Об этом свидетельствуют данные компании GfK, которая занимается рыночными исследованиями. Губернатор Якутии Айсен Николаев тогда запретил продажу алкоголя в столице региона на протяжении карантинной недели. Около десятка других регионов тоже ограничили продажу спиртного. «Мне жаль, если это кому-то не нравится. История рассудит», — сказал губернатор Башкирии Радий Хабиров, объявляя о запрете продажи алкоголя с 18.00 до 10.00 ежедневно.

Но когда карантин стал нормой жизни, ажиотаж упал и продажи алкоголя вошли в норму — даже с потерями. А убыль казенного напитка была восполнена дедовским методом — самогоном. Тем более что пандемия серьезно опустошила кошельки россиян.

Вы спросите, откуда данные о потреблении неофициального напитка? У некоторых отечественных исследователей есть в ходу показатель — «индекс производства самогона». Он призван быть эдаким термометром для социально-экономического самочувствия граждан. «Когда нарастают экономические трудности, население старается переходить с легального, а стало быть, дорогого алкоголя на более дешевую продукцию собственного производства», — объясняет логику директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. И утверждает, что нынешней весной «самогонный индекс» начал подниматься.

Этот показатель не подвел, когда «Комсомольская правда» попросила аналитиков оператора фискальных данный «Первый ОФД» проанализировать несколько миллионов кассовых чеков и подсчитать, сколько самогонных аппаратов продается в стране. Выяснилось: за пять месяцев коронавирусного карантина спрос вырос, хотя и всего-то на пару процентов. Но продавцы самогонных аппаратов (официальные, с лицензиями и кассовыми аппаратами) не удивлены, ибо, по их данным, бум спроса пришелся на 2015-2017 годы. С тех пор страсти улеглись. И в нынешнюю пандемию вырос не спрос на аппараты, а интенсивность их использования.

А этой статистики в стране пока нет...