ЖЕЛАНИЯ ЖЕНЩИНЫ ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ

На минувшей неделе телевидение преподнесло зрителям немало сюжетов, которые в контексте открывшегося на каналах нового сезона выглядят как захватывающий сериал, почище самой интригующей "мыльной оперы". Душераздирающая драма, связанная с передачей пакета акций ОРТ Борисом Березовским в доверительное управление журналистам и творческой интеллигенции, разыгранная им в эфире по всем правилам жанра, не замедлила вылиться в очередной скандал. Пока Светлана Сорокина, теперь ведущая "Гласа народа" на НТВ, выясняла, согласились бы зрители, предложи им олигарх свои акции, их принять, в субботу не вышли в эфир сразу две информационно-политические передачи: авторская программа Сергея Доренко на ОРТ и аналитическая программа "Неделя" Владислава Флярковского на ТВЦ.

Дальнейшая судьба "еженедельника" Доренко еще не совсем ясна, поскольку гендиректор ОРТ Константин Эрнст пока снял с эфира только один, конкретный выпуск. Что же касается программы Флярковского, то тут дело обстоит гораздо сложнее. Руководство ТВЦ вычеркнуло ее из сетки вещания ТВЦ, и согласно официальной версии ей вряд ли найдется место в эфире, потому что, как считается, на канале переизбыток аналитических программ.
Едва ли подлежит сомнению, что отстранение от эфира и Доренко, и Флярковского является звеном одной цепи: имена обоих телеаналитиков входят в "список Березовского" - лиц, которым главный сейчас защитник "свободы прессы" вознамерился передать акции ОРТ. По-видимому, это реакция на "благотворительность" Березовского и на готовность некоторых журналистов поучаствовать в "доверительном" управлении первой кнопкой. Нет резона вдаваться в бесполезную здесь риторику на тему свободы слова: зрители подустали от непрекращающихся виртуальных скандалов. Надо все-таки учитывать немаловажное осеннее обстоятельство, связанное с началом на телевидении нового сезона...
Вернулись в эфир программы, "отгулявшие" летний отпуск: на НТВ - "Итоги" с Евгением Киселевым и "Глас народа", который, как я уже упомянула, теперь ведет Светлана Сорокина. С одной стороны, она "разгрузила" и без того насыщенный рабочий график гендиректора компании, а с другой - нашла достойное применение своему журналистскому опыту. Зрители, уже посмотревшие "Глас народа" с Сорокиной, могли по достоинству оценить как умение ведущей максимально держаться темы, не отвлекаясь на мелкие подробности, так и отсутствие самолюбования и назойливого отстаивания собственной точки зрения, чем в свое время нередко "грешил" главный "спорщик" передачи Киселев. А в программе "Герой дня" Сорокину сменили Андрей Норкин и Марианна Максимовская - ведущие информационной программы "Сегодня". Пока нет поводов говорить о том, что с их приходом "Герой дня" резко улучшился. По крайней мере то, что уже вышло в эфир, производит довольно скучное впечатление. Можно только надеяться, что со временем новые ведущие преодолеют некоторую зажатость и смогут существовать в прямом эфире более органично.
На РТР вернулось "Зеркало" с Николаем Сванидзе, уже в первом выпуске продемонстрировавшим динамичную, напористую, не лишенную притом даже остроумия поддержку усилий нынешней власти. Обновленные еще в прошлом сезоне "Вести" РТР вновь ведет Евгений Ревенко, о котором с уверенностью можно сказать, что он теперь становится "лицом" второго канала. Усилия руководителя ВГТРК Олега Добродеева по перестройке информационной политики на государственном телевидении, похоже, не замедлили с результатами. Кроме "Вестей", на РТР появилась ежедневная программа "Подробности", призванная стать своеобразным комментарием к главному событию дня. Судя по нескольким выпускам, "Подробности" заменили собой выходивший раньше ночной авторский комментарий Евгения Ревенко. И надо сказать, что нынешним ведущим "Подробностей" не откажешь в профессионализме: владение темой, умение вести интересную, непринужденную беседу с приглашенными в программу "аналитиками" как раз свидетельствуют о том, что такие диалоги на РТР затеяны вовсе не случайно. А манера общения ведущих со своими персонажами, несмотря на остроту темы, позволяет увидеть в них доброжелательных и грамотных собеседников.
Нельзя было не заметить на РТР вышедший на днях в эфир документальный фильм Аркадия Мамонтова "Август", сделанный по следам трагедии на подводной лодке "Курск". Что бы ни говорили нынче скептики, уже окрестившие Мамонтова "придворным репортером", этот фильм свидетельствует не только об объективности, необходимой в информационных сообщениях с места событий, но о личном, авторском восприятии случившегося. Вряд ли можно заподозрить в новизне те кадры фильма, в которых репортер показал родных и близких погибших подводников и которые не вошли в прежние его сюжеты. Однако журналисту не откажешь в точной эмоциональной находке, когда он включил в свой фильм любительскую съемку прошлогоднего концерта в Доме офицеров Видяева. Честное слово, она дорогого стоит: и многих телерепортажей, и высказанных на экране скорбных речей, справедливых и несправедливых упреков и домыслов. Молоденький мичман, оставшийся на дне Баренцева моря, поет с самодеятельным ансамблем свою любимую песню. И фраза Мамонтова в конце: "Больше мне к этому добавить нечего", - стала поистине завершающей в этом фильме. Действительно, добавить нечего - впечатление от увиденного осталось очень сильное.
Вместе с тем на РТР озаботились и так называемой "легкой" частью вещания. Если с пресловутым "Аншлагом" на втором канале против ожидания еще не успели распрощаться, то такая необязательная передача, как "Город женщин", ежедневно изнурявшая зрителей в прошлом сезоне, слава Богу, осталась в анналах РТР. Будущие историки телевидения, если извлекут эту программу для своих исследований, видимо, немало подивятся ее очевидной глуповатости и беспомощности. Но упрекать РТР в невнимании к "женскому вопросу" решительно не представляется возможным: на смену "Городу женщин" пришла новая передача, простодушно названная "Что хочет женщина". Тематическое пространство, как и следует из названия, здесь может быть весьма обширным. И действительно, собравшиеся в студии участники с ведущими Кларой Новиковой и Еленой Яковлевой обсуждают в эфире массу женских проблем. Например, стоит ли "крутить" роман с женатым человеком, как относиться к изменам мужа и к своим собственным попыткам "погулять на стороне", чем все это может обернуться для семьи, и т.д.
Нельзя не обратить внимания на оформление студии, в которой происходят эти "животрепещущие" дискуссии. Исполненное в розовато-голубых тонах, с белыми колоннами, увитыми цветочками и плющом, оно будто намеренно располагает ко всякого рода "курортным" романам, пьянящим воображение строгих жен, не искушенных в любовных делах.
В одной из последних передач на обсуждение была представлена тема "Я боюсь за своего ребенка". Рассказать о материнских фобиях была призвана известная актриса ("Бесприданница") Лариса Гузеева. Отчего именно на нее пал выбор, зрителям никто не объяснил. Видимо, то, что она мать двоих детей, сыграло в этом решающую роль. Пока актриса пыталась обозначить круг собственных проблем, речь ее была прервана рубрикой, в которой зрители услышали советы о том, как "сочетать макияж с ультрафиолетовыми лучами". В контексте закончившегося лета и подорожания железнодорожных билетов эти советы выглядели весьма "актуально".
Ну а дальше разговор и вовсе получился скомканным. Стоило Гузеевой упомянуть о своем бывшем муже-наркомане, как речь перетекла в русло хотя и важной, но и без того навязшей в зубах темы. Похоже, именно это обстоятельство и стало решающим, когда задумывалась передача: пошла реклама очередной московской клиники, где лечат от наркомании. Конечно, можно понять, что финансирование программы не обходится без рекламных вливаний, однако, право же, не стоит так откровенно показывать это в эфире. Жаль, что желания женщины остались за кадром.