В Большом театре спели про ветер перемен

Здесь строят амбициозные планы и надеются на прорыв всяческих блокад 

В Большом театре на традиционном осеннем сборе труппы подвели итоги прошлого сезона и объявили планы на начавшийся. По-прежнему, как и на летней встрече с прессой, в президиуме собрания было лишь два представителя коллектива – его генеральный директор Владимир Урин и художественный руководитель балета Махар Вазиев. Музыкального руководителя, после ухода в марте дирижера Тугана Сохиева, в главном музыкальном театре страны по-прежнему нет.

Прежде всего Владимир Урин привел несколько цифр. За прошедший 246-й сезон театр дал 685 спектаклей на всех своих сценах, а также считая гастрольные выступления. Из них балетов – 235, опер – в два раза больше. Зрителями Большого стали 484 тысячи человек – при том, что лишь в марте были сняты противоэпидемические ограничения на заполняемость залов. В этих условиях удалось получить рекордные, по выражению гендиректора, сборы – 2 миллиарда 634 миллиона рублей.

При всех сложностях театру удалось реализовать основную часть планов. Прошли премьеры опер «Дон Жуан», «Лоэнгрин», «Маддалена», «Испанский час», «Фальстаф, или Три шутки», «Линда ди Шамуни», полуконцертное исполнение «Летучей мыши». Поставлены балеты «Мастер и Маргарита», «Танцемания», «Времена года», «Сделано в Большом», возобновлена «Анюта». Состоялись гастроли в Челябинске, Калининграде, Доброграде. Особо следует отметить выступление оркестра Большого в Самаре с Седьмой «Ленинградской» симфонией Шостаковича в честь 80-летия мировой премьеры этой партитуры, впервые сыгранной в 1942 году музыкантами ГАБТа, находившегося в этом городе (тогда называвшемся Куйбышев) в эвакуации.

Из-за отсутствия музыкального руководителя оглашение планов, вопреки обыкновению, начали не с оперы, а с балета. Мы привыкли, заметил Махар Вазиев, что в сезоне ставится до пяти новых спектаклей, но в этом году их будет чуть меньше, что, надеется худрук, позволит уделить особое внимание качеству работ. Таковыми станут в ноябре «Шопениана» Михаила Фокина в возобновлении Натальи Большаковой и Вадима Гуляева и «Гран-па» Мариуса Петипа из балета «Пахита», реализуемое под наблюдением еще одного мастера реконструкции Юрия Бурлаки. В июне репертуар пополнится мировой премьерой – «Пиковой дамой» Юрия Посохова на музыку Чайковского и современного петербургского композитора Юрия Красавина.

Кроме того, сообщил Махар Хасанович, уже можно говорить, что театром подготовлен новый одноактный балет, причем, несмотря на перипетии нынешнего времени, в содружестве с зарубежными специалистами, однако что это именно и кем поставлено, он обещал объявить непосредственно перед премьерой, чтобы не ставить в трудное положение представителей тех стран, правительства которых не поощряют сотрудничество своих граждан с Россией.

Махар Вазиев в новом сезоне намерен брать не числом, а умением

Затем о делах оперного цеха доложил Владимир Урин. Афишу Большого, сказал он, пополнят несколько классических опер XIX века. В их числе «Демон» в постановке дирижера Артема Абашева и режиссера Владислава Наставшева, «Трубадур» (бригада постановщиков пока не объявлена). Кроме того, на Камерной сцене имени Бориса Покровского появится одна из первых, еще доглинкинских русских опер, в наши дни идущая крайне редко – «Аскольдова могила» Верстовского, а на Новой в самом конце сезона – не меньшая редкость для российских сцен: «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза. А вот от другой сценической работы – оперного дуплета «Франчески да Римини» Рахманинова и «Флорентийской трагедии» Цемлинского – театр решил отказаться в пользу чисто рахманиновского диптиха (второй частью которого станет «Алеко»), сочтя это более уместным в год 150-летия замечательного русского композитора. Заодно и статус этих продукций поменяется со сценического на концертный. Зато они встанут в единый ряд с другими программами в честь памятной даты, где прозвучат «Колокола», Всенощное бдение и Вторая симфония Сергея Васильевича.

По-прежнему Большой собирается гастролировать по нашей стране. А как гастрольная площадка примет гостей из ближнего зарубежья – коллективы Астана-оперы, Большого театра Белоруссии. Ближайшее из таких выступлений – уже в эти выходные, когда в рамках стартовавшего только что VII фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» с московскими зрителями встретится Донбасс-опера из Донецка: в афише «Фальстаф» Верди и балет «Пер Гюнт» на музыку Грига.

В завершение собравшимся представили молодое пополнение певческого и танцевального цехов, новых участников молодежных программ – оперной и балетной.

А вот на сакраментальный вопрос о новом музыкальном руководителе Урин лишь отослал к своему ответу на него же на той самой летней пресс-конференции. Напомню его: «У нас серьезный корпус штатных дирижеров. Это Павел Клиничев, Антон Гришанин, Алексей Богорад. Мы уже договорились о создании новых спектаклей и прокате имеющихся с Артемом Абашевым, Станиславом Кочановским, Константином Чудовским, Дмитрием Матвиенко. Рады, что в этом ряду и получивший первую премию на недавнем конкурсе имени Рахманинова Филипп Селиванов. А для участия в концертах позвали Дмитрия Лисса из Екатеринбурга. Будем с ними советоваться по поводу дальнейшего хода событий – и уж потом начнем не торопясь думать, кто может возглавить музыкальную часть Большого театра».

Наконец, как не сказать о давно ставшем обязательным пункте программы первого послеканикулярного собрания ГАБТа – документальном фильме, где в полушутливой форме без единого специально написанного закадрового слова рассказывается о жизни коллектива в прошлом сезоне. Тут и пафосные кадры постановок-блокбастеров, и подсмотренные за кулисами экзерсисы артистов на репетициях. Но с особым, я бы даже сказал, трогательным теплом смонтированы сюжеты с участием тех, кого сегодня в силу различных обстоятельств нет в Большом, но театр благодарен им за творческий вклад. В этот момент звучит чудесная песня из фильма «Мэри Поппинс, до свиданья!» про ветер потерь, на смену которому обязательно придет ветер перемен, приносящий надежду.