КИНОРЕЖИССЕР НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ: МЫ ПОЛГОДА ПРОВЕЛИ В ОКОПАХ

- Николай Николаевич, до "Штрафбата" вы не снимали фильмы на военную тему. Что вдохновило вас

- Николай Николаевич, до "Штрафбата" вы не снимали фильмы на военную тему. Что вдохновило вас на это?
- В какой-то степени это случай: однажды мне в руки попали первые три серии сценария "Штрафбат" Эдуарда Володарского. Сценарий находился в кинокомпании моего брата - продюсера Владимира Досталя, они уже собирались запускать этот проект и искали режиссера. Прочитав первые страницы, я понял, что от такого материала отказаться просто нельзя. К тому же я вспомнил, что мой отец не только прошел войну, но и был в плену. Из немецкого лагеря чудом не попал в советский. Я подумал, что моим двум сыновьям, современным молодым людям, тоже было бы полезно посмотреть на войну под таким углом, в нестандартном ракурсе. Тем более что о штрафниках наши военные историки говорить не любят, их могилы неизвестны или безымянны. Штрафников, как пушечное мясо, бросали на самые опасные, самые неприступные участки обороны немцев. Выбора у них не было - впереди их косили немцы, сзади - заградительные отряды НКВД, специально созданные для того, чтобы стоять за штрафными частями и останавливать их пулеметным огнем. Вот о такой войне мне и захотелось снять фильм.
- Надо сказать, задача у вас была нелегкая, если учесть, что опыта в художественном осмыслении темы штрафбата в нашем кино до сих пор просто не было...
- Единственный игровой фильм на эту тему под названием "Гуга" сняли в эпоху перестройки на Одесской студии. Мне он показался фрагментарным, неглубоким, не раскрывающим всей трагедии штрафников... В какой-то степени ее касались публицисты, писатели - скажем, Гроссман, Астафьев, Солженицын. Но такого объемного художественного произведения, какое создал Эдуард Володарский, действительно еще не было.
- Вы считаете эту тему взрывоопасной?
- Не то чтобы взрывоопасной... У нас были сомнения: а как государственный телеканал отнесется к такому фильму? Но тем не менее канал "Россия" приобрел права на эту картину, причем сам проявил инициативу, показал в прайм-тайм и сейчас считает ее одним из самых удачных проектов российского телевидения. Рейтинги "Штрафбата" достигли такого уровня, что перекрыли и "Бригаду", и "Идиота" - как по Москве, так и по России в целом.
- Работая над картиной, вы пользовались какими-то секретными материалами?
- Мы пользовались архивными материалами, смотрели много хроники. В последней, 11-й серии вместо заключительных титров идет огромный список штрафных батальонов и рот, которые с 1942 по 1945 год были на всех советских фронтах. За этим списком - огромное количество людей, отдавших свою жизнь за победу, которым мы и посвящаем наш фильм. Володарский встречался и беседовал кое с кем из оставшихся в живых штрафников. Но готовый фильм мы все же не успели им показать: они, к сожалению, до этого дня не дожили. И не увидели, что у нас получилось.
- А вы задумали, наверное, сказать какую-то неизвестную правду о войне?
- Виктор Астафьев незадолго до смерти в одном интервью сказал очень горькую, но, по-моему, очень правильную фразу: "Мы войну выиграли мясом". Вот об этом наш фильм. У нас ведь как? "Мы за ценой не постоим". Вот и не стояли за ценой, кидая на фронт, как спичечные коробки, штрафроты и штрафбаты... Конечно, мы не хотим сказать, что штрафники выиграли войну. Но мы хотим сказать, что и они тоже вложили свой маленький кирпичик в мощный фундамент Победы.
- В прессе писали, что консультанты - участники войны, прочитав сценарий до запуска картины, сочли, что в нем искажается правда о войне, но с их мнением не посчитались. В итоге в титрах фамилий консультантов нет. Это действительно так?
- Ничего подобного. Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты - по костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало Министерство обороны, - докторов исторических наук, генералов и прочих важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он записывал...
- Хотелось бы снять еще одну военную картину?
- Сейчас это неподъемный труд - делать историческое военное кино в наших условиях. Мы полгода провели в окопах, в траншеях - в любую погоду, в дождь и в жару. Снимали все лето и осень прошлого года. Молодцы артисты, спасибо им. Они все выдержали.