Если вам больше 45 лет и вы остались без работы, ваше дело труба. Российский рынок труда чрезвычайно жесток к «старикам». Компании, тем более во время кризиса, стараются не брать людей в возрасте. Считается, что это пустая трата времени, поскольку сложившемуся человеку придется потратить слишком много времени на адаптацию в новом коллективе.
Кроме того, большинство работодателей в стране уверены, что возрастные сотрудники хуже управляются с компьютером и другими новыми технологиями, они менее мобильны и более колючи во время рабочих конфликтов.
С каждым годом ситуация будет только ухудшаться, ведь с таким подходом к подбору кадров персонал компаний постоянно молодеет, поэтому взрослым мужчинам и женщинам, родившимся в начале
Даже если
По количеству отказов в приеме на работу лидирует возраст.
Причем кризис уравнял в правах, а точнее, в их отсутствии молодежь и людей старше 45 лет. Сегодня на рынке труда одной из самых уязвимых категорий сотрудников являются молодые люди без опыта работы.
Однако у возрастной дискриминации есть и обратная сторона. Найти работу после 45 лет в России практически невозможно. Сегодня 40 лет — максимальная возрастная граница в большинстве объявлений о вакансиях. Логика работодателей предельно проста: в 40 лет сотрудник уже не сможет работать так же интенсивно, как тридцатилетний.
Практика показывает, что кандидатов в возрасте либо предпочитают не брать совсем, либо берут на руководящие должности. Но только в том случае, если предыдущие должности были не ниже по статусу. Но при этом сотрудники теряют в зарплате.
Сложнее всего после 40 найти работу в сфере IТ. Если человек не имел опыта работы на определенном оборудовании, работодатель всегда предпочтет того, кто способен быстрее освоить нововведение. Молодые сотрудники считаются более гибкими.
«Сейчас сотрудников старшего возраста берут только с целью сэкономить на зарплате, — рассказывает генеральный директор компании „Аксима: Консалт“ Елена Скриптунова. — В кризис их амбиции стали значительно меньше, чего не скажешь о молодых кандидатах. Часто выпускники вузов запрашивают большую зарплату, нежели сотрудники с солидным стажем, переступившие негласный возрастной рубеж».
Сколько бы западные и российские феминистки ни кричали о равноправии полов, дискриминация женщин при приеме на работу и при увольнении остается нормой для всего мира. Ни для кого не секрет, что женщины, как правило, получают зарплату на порядок ниже, чем их
Причина подобной несправедливости в том, что у большинства работодателей сложились определенные стереотипы относительно сотрудников женского пола. Руководители организаций склонны считать, что женщин всегда больше занимают проблемы семьи или обустройство личной жизни, нежели карьерные вопросы.
Но страдают от дискриминации не только женщины.
«Молодых людей берут в секретари очень неохотно, — рассказывает Елена Скриптунова. — Стереотип очень простой: если идут на традиционно женскую должность, значит,
«Большинство специальностей делятся на „мужские“ и „женские“. Мужчин ценят за выносливость, напористость, рациональный подход. Женщин же за усидчивость, дисциплинированность, дипломатичность, — комментирует Екатерина Дубровская, специалист исследовательского центра компании „Империя Кадров“. — О том, что подобные ожидания работодателей становятся все менее актуальными, говорит как практика последнего времени, так и конкретные примеры людей, добившихся успеха».
То, что мигранты в России часто становятся жертвами дискриминации, в первую очередь связано со сложными процедурами при трудоустройстве. Далеко не каждый работодатель готов возиться с кучей бумаг, чтобы принять на работу иностранного сотрудника. Тем более сейчас, когда за те же деньги можно нанять на пустующее место гражданина РФ.
Но дело не только в запутанном законодательстве. Многим иностранным гражданам мешают найти работу в России ложные стереотипы работодателей. Причем отказывают работодатели вовсе не из националистских соображений, а из страха потерять прибыль. Так уж сложилось исторически, что россияне оказывают иностранцам меньше доверия.
«Я армянин по национальности, но родился и вырос в Москве. Разумеется, у меня нет никакого акцента:
Сейчас «националистские» тенденции при подборе персонала постепенно сходят на нет.
Если кандидат имеет российское гражданство и проживает в России уже не первый год, все будет зависеть только от того, насколько он образован, знает деловой этикет, но никак не от формы носа и цвета глаз.
А в некоторых сферах, например, работодатели предпочтут скорее мигранта по причине того, что найти русских сотрудников в этих отраслях просто невозможно. В первую очередь это строительство, сельское хозяйство и некоторые промышленные отрасли.
С тех пор как в моду вошел здоровый образ жизни, работодатели во всем мире принялись бороться за «оздоровление» персонала. Во многих европейских странах дискриминацию курящих сотрудников легализовали. В России же она пока существует вне закона, однако пункт «без вредных привычек» можно встретить в большинстве объявлений о работе.
Не то чтобы все отечественные работодатели поголовно были поборниками здорового образа жизни. В первую очередь ими движет принцип целесообразности: курящих работников принято считать разгильдяями. Разумеется, никто не хочет оплачивать бесконечные перекуры своих сотрудников.
Специалисты утверждают, что некурящие работники гораздо эффективнее и приносят компании больше пользы. «Один наш клиент провел исследование и вычислил, что курящие сотрудники работают в день на 30 минут меньше, — рассказывает Елена Скриптунова. — Карательных мер он принимать не стал, однако ввел премию за отказ от курения. В результате некоторые сотрудники отказались от пагубной привычки, и предприятие от этого выиграло».
Надо сказать, что обычно отсутствие вредных привычек — скорее пожелание работодателя, чем жесткое требование. Категоричное отношение встречается не так часто. В большей степени это зависит от личности руководителя и от корпоративной культуры компании.
Ещё один популярный пункт в объявлении о вакансии — проживание в определенном районе. Такое требование к потенциальным сотрудникам чаще всего предъявляют руководители компаний в крупных городах. Сегодня, когда пробки стали неотъемлемой частью московской повседневности, требование шаговой доступности особенно актуально.
«Недавно я окончил курсы повышения квалификации и решил сменить работу. Подходящую вакансию я искал недолго. Прошел собеседование в отделе кадров, уже было решил, что должность у меня в кармане. Но когда директор внимательно посмотрел мою анкету, мне отказали. Причиной отказа был мой адрес — добираться до работы мне бы пришлось два часа, — рассказывает менеджер по продажам Андрей Р. — Я пытался убедить несостоявшегося начальника в том, что мне это совсем нетрудно, но руководство было непреклонно».
«Эта тенденция среди работодателей появилась недавно. Нельзя сказать, что это явление носит массовый характер, но сейчас все больше работодателей начинают требовать проживание в районе офиса», — комментирует Елена Скриптунова.
Понять работодателя, указывающего такой критерий в числе основных, несложно: бесконечные опоздания сотрудников отнюдь не способствуют эффективности рабочего процесса. К тому же не все хотят видеть в своем офисе невыспавшихся и измотанных многочасовыми пробками подчиненных.
По словам рекрутеров, эта тенденция, скорее всего, со временем будет только усиливаться. Особенно актуален такой критерий при приеме на те должности, которые не требуют высокого уровня квалификации и
Дискриминация по внешним данным распространена не так широко, однако в последнее время все больше соискателей жалуются на жесткие внешние критерии, установленные работодателями.
«Поскольку учусь я на дневном, рассчитывать приходится только на работу официантки. Я уже полгода хожу по собеседованиям, но мне всюду отказывают, — делится горьким опытом студентка юридического факультета Ирина. — Причину отказа кадровики называют не стесняясь — слишком полная. В нескольких кафе и клубах мне сказали, что у них нет формы моего размера».
Чтобы максимально упростить себе жизнь и не тратить время на заведомо неподходящих кандидатов, работодатели требуют прикладывать к резюме фотографию.
По словам экспертов, считать такое отношение дискриминацией в чистом виде нельзя. Особенно если должность связана с коммуникацией и представлением фирмы. Если внешний вид сотрудника не вызывает положительных эмоций, это рикошетом бьет по имиджу всей компании. «Иногда это объективное требование. Так, например, продавцы элитных товаров должны выглядеть соответственно уровню товара», — считает Екатерина Дубровская.
Официанты, бармены, секретари ресепшн и личные помощники — в объявлениях на такие должности работодатели даже не считают нужным говорить о желаемых внешних параметрах. Модельная внешность для представителей этих профессий считается обязательной по умолчанию.
Как правило, образовательные амбиции сегодняшних студентов сводятся к получению заветной «корочки». Молодые люди не верят, что работодатель будет заглядывать в их диплом. По словам рекрутеров, такая беспечность неоправданна.
Вопреки расхожему мнению, работодатели действительно ценят отличников выше, нежели их менее прилежных однокурсников. Особое внимание уделяют оценкам кандидата, если он окончил вуз недавно и получил
Также работодатели отдают предпочтение выпускникам дневного отделения.
Особенно важно это для выпускников известных вузов, поскольку в таких случаях разница в уровне знаний между студентом дневного отделения, «вечерником» и заочником будет весьма существенной. Особенно ревностно относятся к образованию при подборе на
Работодатели часто отдают предпочтение «дневникам», даже несмотря на опыт выпускников вечернего отделения. Считается, что на вечернем учатся те,
Часто работодатели предъявляют к кандидатам нестандартные требования.
Некоторые руководители компаний зачастую требуют от потенциальных сотрудников
Так, например, в одной крупной торговой фирме, занимавшейся продажей спортивного инвентаря, на работу принимали только людей, связанных со спортом профессионально и имевших разряд. Хотя занимались сотрудники в основном закупкой и продажей товара, по мнению работодателя, они должны были обладать достаточным опытом и знаниями.
«К часто встречающимся стереотипам относится и внимание к предыдущим местам работы кандидата. Например, рассматриваются соискатели только из крупных сетей либо кандидаты с опытом работы в иностранных компаниях», — комментирует Екатерина Дубровская.
Работодатели, нанимающие персонал по принципу «хозяин — барин», иногда доходят в своих требованиях до абсурда. Например, нередки случаи, когда причиной отказа становится знак Зодиака. В одной крупной компании в подборе нужного кандидата участвовал штатный астролог. Он должен был проверить каждого кандидата на совместимость с обоими руководителями.
Ещё один бич сегодняшних кандидатов — психологические тесты.
Повальное увлечение психологией привело к тому, что работодатели начали предъявлять повышенные требования к личностным качествам соискателей. К отбору сотрудников стали привлекать штатных психологов. Причем чем ниже квалификация психолога, тем более сложные тесты они предлагают кандидатам.
Проблема в том, что у психологов не всегда хватает навыков для того, чтобы правильно оценить результаты теста, и вполне подходящий на должность сотрудник может быть отсеян.
Павел Ламбров, адвокат коллегии адвокатов «Николаев и партнеры»:
— Формально работодатель не имеет права отказывать кандидату в должности
Строго говоря, назвать предпочтения работодателя при подборе кадров дискриминацией в чистом виде нельзя, поскольку до заключения договора сотрудник и работодатель в трудовых отношениях не состоят. Однако указывать на то, что сотрудники определенного пола и возраста нежелательны, работодатели не могут.
Право сотрудников на защиту от дискриминации оговорено в Конституции РФ.
Если при отборе на должность руководитель компании предъявляет неправомерные требования, молчать об этом не стоит. На недобросовестного работодателя можно пожаловаться в трудовую инспекцию и прокуратуру. Соответствующие органы проверят необходимость предъявленных требований. Если окажется, что заявленные руководителем критерии законом не подкреплены, работодатель понесет заслуженное наказание.
Можно обратиться в суд с требованием компенсации. В ходе разбирательства нужно быть готовым к тому, что придется доказать сам факт дискриминации, что зачастую бывает очень непросто. Работодатель практически никогда не называет кандидату истинную причину отказа.
Российские соискатели вступают в борьбу с нечестными работодателями крайне редко. Причина проста: большинство отвергнутых кандидатов даже не подозревают о том, что отказали им незаконно.