Формула успеха для «Формулы-1»

Сочинская трасса для болидов выдержала испытание

В минувшие выходные на трассе «Сочи Автодром» прошел первый в истории Гран-при России «Формулы-1». В удачном дебюте гонок много слагаемых, одно из которых — дорожное покрытие для трассы длиной 5848 метров, прошедшей по Олимпийскому парку.

Сногсшибательные болиды, скорость за 300 км/ч, звезды скоростного пилотажа, 18 поворотов на круг с риском для жизни и технологии завтрашнего дня по космическим ценам — кому не хочется увидеть это вживую! Доказательством того, что хочется очень многим, является факт: при наличии 55 тысяч билетов в заключительный из трех дней гонки, воскресенье, на трассу «Сочи Автодром» пришли 65 тысяч зрителей. Те, кому не хватило зрительских мест, болели за спорт-сменов со стороны, в том числе с прилегающих высот. За гонкой наблюдали президент России Владимир Путин и босс «Формулы-1» Берни Экклстоун.

Итак, соревнования «Формулы-1» вызывают интерес зрителей, престижны для страны и приносят доходы организаторам. Почему же Гран-при не проходил в России раньше? Ответ прост: все дело в трассе — ее не было. Трасса для «Формулы-1» — не просто хорошая дорога, представляющая собой замкнутую ленту. Это дорога идеальная, создать которую — наполовину профессия, наполовину — искусство. На прямых болиды разгоняются свыше 300 км/ч, а перед поворотом сбрасывают скорость до 80, даже до 65 км/ч, и снова разгоняются, и снова тормозят, и так почти по синусоиде. Соответственно, покрытие должно не только быть идеально ровным, но также обеспечивать максимальное сцепление при экстремальных нагрузках. Учитывая, что постоянный режим «разгон — торможение» приводит к дополнительному износу асфальта, покрытие должно быть особенно надежным и выдерживать специфические нагрузки. Во всем мире таких трасс меньше 80.

В России трассу подобного уровня планировали построить с середины нулевых годов. Было несколько проектов строительства трассы для «Формулы-1», в том числе и в Москве.

14 октября 2010 года при личном участии Владимира Путина, на тот момент премьер-министра, был заключен контракт с боссом «Формулы-1» Берни Экклстоуном на проведение гонок Гран-при «Формула-1» в России.

Трассу для «Формулы-1» решили построить, как уже говорилось, в Олимпийском парке города Сочи. Основу особого асфальтового покрытия для «летящих» болидов изготовила «Роснефть». Изготовление этого вещества, учитывая предъявляемые требования, — настоящая наука. Под задачу покрытия для трассы «Формулы» специалисты «Роснефти» специально адаптировали полимерно-битумное вяжущее вещество «Альфабит». В качестве сырья для него использованы битумные материалы, поставленные напрямую с нефте-перерабатывающих заводов ОАО «НК «Роснефть». В качестве полимерной основы ПБВ «Альфабит» использованы уникальные стирол-бутадиен-стирольные термоэластопласты. Благодаря улучшенной формуле ПБВ «Альфабит» обладает высокой износостойкостью, эластичностью, а также более устойчиво к образованию колеи. Покрытие «Альфабит» специально разработано для российских климатических условий, поэтому автодром в Сочи готов к использованию круглогодично.

Покрытие успешно прошло первое испытание — Гран-при «Фомулы-1» в Сочи. Пилоты не заметили разницы с лучшими зарубежными трассами. Примечательно, что покрытие «Альфабит», которое в промышленных масштабах делают на одном из заводов «Роснефти» в Рязани, — могут оценить и рядовые российские автомобилисты: оно широко используется при строительстве высокозагруженных автомагистралей наших крупных городов и федеральных автомобильных дорог России.