Прорыв на зарубежный рынок

Специалисты «Роснефти» разработали уникальную технологию производства катализаторов

Успешная реализация комплексной программы по импортозамещению высокотехнологичной продукции в нефтехимической отрасли уже приносит результат. На этой неделе нефтяная компания «Роснефть» заявила о начале экспортных поставок катализатора гидроочистки собственного производства.

«Роснефть» и индийская компания Nayara Energу подписали контракт на поставку катализатора гидроочистки дизельных фракций производства «РН-Кат». Первая партия — более 600 тонн — уже доставлена в Индию.

По информации «Роснефти», поставка катализаторов для зарубежной компании реализована в полном объеме и в запланированные контрактом сроки. До конца года катализатор «РН-Кат» планируется загрузить на установку гидроочистки дизельного топлива на НПЗ Nayara Energу.

В «Роснефти» также отметили, что компания впервые вышла на экспортный рынок с высокотехнологичным продуктом нефтехимии собственного производства. В открытой конкурентной борьбе российская разработка обошла катализаторы от ведущих зарубежных производителей. Это свидетельствует о высоком качестве катализатора «РН-Кат» и подтверждает технологическое лидерство «Роснефти». В нефтяной компании также добавили, что этот успех — результат реализации корпоративной программы инновационного развития, направленной на замещение импортных технологий в производстве высококачественных нефтепродуктов. Одной из главных задач программы является переход нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти» на использование высокоэффективных катализаторов собственного производства, что позволяет избежать рисков зависимости от поставок зарубежной продукции.

Нефтеперерабатывающее предприятие Nayara Energy в городе Вадинар мощностью 20 млн тонн в год является вторым по величине в Индии и одним из самых технологически развитых в мире. В состав Nayara Energy входят первоклассные активы, в том числе глубоководный порт, который может принимать сверхбольшие танкеры класса VLCC, и одна из крупнейших в Индии розничных сетей.

В «Роснефти» отмечают, что «РН-Кат» — единственное в России предприятие, которое производит катализаторные системы для процесса гидроочистки дизельных фракций. Катализаторы позволяют получать дизельное топливо, которое соответствует самым современным требованиям. Свойства катализаторов не уступают лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам превосходят их. Производственный потенциал «РН-Кат» способен обеспечить основные потребности отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в катализаторах гидроочистки.

Условие инновационного развития

Выпуск нового продукта ведется на специализированном предприятии «РН-Кат» в Стерлитамаке. Это первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги для получения дизельного топлива Евро-5 с ультранизким содержанием серы менее 10 ррм.

Отказ от использования катализаторов иностранного производства — вопрос энергобезопасности страны, так как в случае перебоев с поставками может остановить работу каждый нефтеперерабатывающий завод, и, как следствие, будет парализовано все транспортное сообщение. Еще несколько лет назад зависимость от импортных поставок в нефтеперерабатывающей отрасли доходила до 100%, сейчас этот показатель существенно снизился.

Изначально высокотехнологичный продукт напоминает «спагетти» белого цвета, которые ложатся длинной лентой на конвейер

Новый катализатор гидроочистки был успешно испытан на базе Новокуйбышевского завода катализаторов с привлечением специалистов Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке (входят в периметр «Роснефти»). «Испытания показали, что отечественная разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность (продолжительность работы катализатора с сохранением качественных характеристик) и отбор целевых продуктов (показатель объема основной выработанной продукции)», — поясняет Алия Юмагулова, начальник лаборатории «РН-Кат».

В ходе испытаний также выяснилось, что новейший катализатор снижает содержание серы не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения.

Как особо отметили в «Роснефти», в 2021 году нефтеперерабатывающий блок компании полностью перешел на использование катализатора гидроочистки производства «РН-Кат». До недавнего времени российская отрасль также сильно зависела от импорта данной продукции. Таким образом, специалисты «Роснефти» произвели первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги катализаторов гидроочистки для получения дизельного топлива Евро-5 с ультранизким содержанием серы. Этот уникальный продукт — единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает получение на выходе дизельного топлива высшего экологического класса. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов. По своей активности данный катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги.

Эксперты отмечают, что на катализаторы гидроочистки приходится около 40% мирового рынка катализаторов нефтепереработки. В ближайшие годы из-за снижающегося качества добываемого сырья в переработку будет поступать все больше тяжелой и сернистой нефти. В связи с этим, а также из-за повышения спроса на высококачественные топлива возрастает роль процессов гидроочистки. Как следствие, будет возрастать и спрос на катализаторы гидроочистки. В дизельных и бензиновых фракциях присутствие азот-, кислород- и серосодержащих соединений крайне нежелательно, поскольку ведет к ухудшению работы дизельных двигателей и двигателей внутреннего сгорания, вызывая образование нагаров и так называемых лаковых пленок. Содержание этих соединений нежелательно и с экологической точки зрения.

В 2021 году Рязанский НПЗ — одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России — перевел на российские катализаторы три установки гидроочистки — дизельного топ-лива, вакуумного газойля и наф-ты. Применение собственных наукоемких продуктов в рамках реализации программы импортозамещения позволяет компании получать дополнительные объемы бензина и дизельного топ-лива, характеристики которых соответствуют самым высоким экологическим требованиям. Например, на установке гидроочистки дизельного топлива катализатор производства «РН-Кат» позволяет повысить стабильность и цетановое число, снизить вязкость и температуру застывания топлива.

Колыбель катализатора

Предприятие «РН-Кат» решает задачи национального масштаба. Здесь в сутки получают до 12 тонн инновационного продукта. Прежде чем обрести свою форму, катализатор проходит несколько этапов технологической цепочки. Производство ведется круглосуточно в несколько смен, а все процессы контролируются удаленно из операторной. Отсюда можно наблюдать в режиме реального времени за каждым параметром технологического процесса. Здесь в окружении компьютеров сидят специалисты, отслеживающие все ступени производства. На мониторах — сами установки, столбцы цифр, указывающие особенности техпроцессов. Именно здесь регулируется процесс производства катализаторов, которые специалисты называют настоящим прорывом в промышленном импортозамещении.

Начинается производство катализаторов гидроочистки с приготовления носителя. Основным сырьем для него является гидроокись алюминия. Изначально высокотехнологичный продукт напоминает «спагетти» белого цвета, которые ложатся длинной лентой на конвейер. Но уже через несколько этапов подготовки катализатор превращается в мелко нарезанные гранулы. Форму можно менять в зависимости от нужных характеристик катализатора. Это может быть трилистник, четырехлистник, кольцо или круг.

Получившийся носитель катализатора отправляют на сушку и прокалку, затем сушеный и формованный носитель проходит термическую обработку. После готовится раствор, которым этот носитель пропитывают и снова отправляют на прокалку и просушку. На выходе получается готовый катализатор гидроочистки.

В «РН-Кат» функционирует собственная лаборатория, оснащенная современным оборудованием

На каждом этапе продукция проходит контроль качества. Для этого в «РН-Кат» функционирует собственная лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Сотрудники сверяют химический состав готовой продукции (определяют активную часть катализатора, содержание солей, молибдена, никеля, вольфрама) и физико-механические показатели (прочность, насыпную плотность, потерю при прокалывании, массовую долю крошки).

Последний этап — затарка готового катализатора. Через системы вибросит получившийся продукт загружают в контейнеры, затем фасуют и направляют на НПЗ.

По результатам опытно-промышленных испытаний, которые получили довольно высокую оценку на Уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов «Башнефти», «РН-Кат» еще в 2020 году начал промышленную поставку уникальных отечественных катализаторов гидроочистки дизельного топлива для «Роснефти». В компании пришли к выводу, что стерлитамакские катализаторы в процессе эксплуатации показали высокие характеристики, а по ряду параметров результаты были даже выше эксплуатировавшихся на данных установках импортных аналогов.

Развитие производства

Катализаторы гидроочистки не единственное достижение «РН-Кат». В 2022 году «Роснефть» впервые в стране запустила промышленное производство катализатора гидрокрекинга. Уникальная российская разработка позволит увеличить выпуск высококачественных видов моторного топлива класса Евро-5 и заметно снизить зависимость российской нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежной продукции, которая до недавнего времени составляла 90% от общего объема поставок данной продукции.

В «Роснефти» отметили, что производственные мощности «РН-Кат» позволяют обеспечить не только предприятия компании, но и всю российскую нефтеперерабатывающую промышленность катализаторами гидроочистки и гидрокрекинга для стабильного производства высококачественных нефтепродуктов. В целом в российской нефтепереработке в 2014 году доля отечественных катализаторов в общем объеме потребления составляла более 30%, а уже в 2021 году этот показатель достиг 70%.

Специалисты «РН-Кат», по сути, совершили научный прорыв и разработали собственную технологию производства катализатора гидрокрекинга. В конце 2021 года была произведена каталитическая система для установки гидрокрекинга «Башнефть-Уфанефтехим». В ближайшее время катализатор будет загружен в реактор. Лабораторные испытания показали высокие технические характеристики катализатора. В перспективе планируется загрузка установок гидрокрекинга на остальных НПЗ компании. Потребность в данном катализаторе обозначена большинством российских нефтеперерабатывающих предприятий.

Каталитические процессы играют ключевую роль при получении из нефтяного сырья готовой продукции — например, автомобильного топлива или авиационного керосина. А главный элемент в этом процессе — катализатор. Его разработка требует не только огромных финансовых затрат, но и фундаментальных научных знаний. Крупнейшая неф-тяная компания страны уделяет развитию производства катализаторов нефтепереработки самое пристальное внимание.