«Но пораженья от победы ты сам не должен отличать»

Загадка праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 14 октября, — один из самых любимых на Руси. Только Покровских храмов у нас в стране порядка 2 тысяч, больше, пожалуй, лишь в честь Николая Угодника. Почти все, включая самые известные — церковь Покрова на Нерли и московский собор Покрова на Рву, знакомый многим как храм Василия Блаженного, — построены в ознаменование побед на полях сражений. Хотя само событие, давшее начало празднику Покрова, связано с... военной неудачей русского воинства. Парадокс? Попробуем разобраться.

Сначала о чуде, ставшем поводом к установлению праздника. На западных вратах суздальского храма Рождества Богородицы (фото слева) — самое раннее его изображение начала XIII века. Оно лаконично: молящаяся Божия Матерь воздевает руки к Сыну (Он — в верхнем правом углу), а четыре ангела держат ее покров, распростертый подобно куполу. Современникам пояснения были не нужны: житие Андрея Юродивого, где описывается это чудо, известно с конца X века. Ну а нам подсказка не помешает.

Фото из открытых источников

Итак, дело происходило в Константинополе (Царьграде) в 910 году. Жители города собрались во Влахернском храме у иконы Пресвятой Богородицы на всенощную. Среди прочих молился и юродивый Андрей — славянин, попавший некогда в византийский плен. Ближе к полуночи он увидел, что свод храма над ними раскрылся и в столбе света появилась Богоматерь в окружении ангелов и святых. На суздальской иконе XIV века (фото справа) отражен как раз тот момент, когда Пресвятая Дева после молитвы сняла с головы свой покров, омофор, и широко простерла его над собравшимися в церкви в знак их защиты. «Видишь ли ты?» — спросил Андрей (он справа, указывает рукой вверх) ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.

Но от кого просили защиты собравшиеся в храме жители Царьграда? Давайте вспомним, что в IX-X веках Константинополь был самым крупным и богатейшим городом мира — его иногда называли просто Город. Попавший в Ромейскую империю (другое название Византии) европеец из «глубинки» изумлялся сети ровных дорог, баням размером с дворцы, грамотному населению (на территории нынешних Франции или Германии грамотность тогда была редкостью даже среди знати: Карла Великого с трудом научили читать только в 40 лет). Особое восхищение вызывали города: чистые, с канализацией и водопроводом. И лучше всех была столица. Понятно, что такой город служил постоянной мишенью для набегов варваров, в основном болгар, арабов и русов.

В «Повести временных лет» упоминается об одном из таких набегов в 860 году. Подробнее он описан в «Брюссельской хронике»: «Пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Речь идет о походе киевских князей Аскольда и Дира, которым удалось собрать огромное войско (в «Венецианской хронике» сказано, что кораблей было триста и на каждом 30-40 человек). Хорошо сработала и разведка: русы безошибочно выбрали момент, когда византийская армия и флот сражались с арабами в отдаленном Средиземноморье.

Осознав безвыходность положения, патриарх Фотий созвал народ на молитву, а потом достал святыню, Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, и при всех опустил ее в море. Тут же поднялась буря и разметала корабли русов, после чего те бежали. На фото внизу слева — фрагмент Радзивилловской летописи (один из списков «Повести временных лет»), повествующий об этих событиях.

Но это еще не все! Воинственным русам стало интересно, что же это за Бог у греков, способный разметать целое войско. И они прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Тот приехал не напрасно: к концу жизни Аскольд и Дир приняли крещение, как и многие из их дружинников. И получилось, что, потерпев военное поражение и лишившись трофеев, побежденные обрели нечто гораздо большее. Те события порой называют первым крещением русов. Вот уж действительно, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать», как писал Борис Пастернак...

Фото из открытых источников

Но это было в 860 году, а мы говорим про 910-й, когда набегов русов, судя по летописям, уже не было. Кого же испугались жители города, от кого просили защиты у Богородицы? В том же Радзивилловском списке упоминается поход другого киевского князя, Олега, на Царьград тремя годами раньше (фрагмент на фото справа): «И было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города, и разбили множество палат, и церкви пожгли...». В пушкинской «Песни о вещем Олеге» речь как раз об этом. Испуганные греки запросили мира. В том же 907 году он был подписан на весьма грабительских условиях: крупная ежегодная дань, выплаты воинам, обязательство содержать гарнизон Олега, право пришлым купцам беспошлинно торговать в Византии...

Но в 910 году срок договора истекал, надо было заключать новый. И Олег, чтобы, как теперь говорят, усилить переговорные позиции, послал в Царьград несколько кораблей с воинами. Был ли приказ напасть на город, неизвестно, но жители пришли в ужас от одного их появления. Уверенные, что спасти может только чудо, они взмолились Богородице о помощи. И она, на глазах у Андрея юродивого и его ученика Епифания, простерла над собравшимися в храме свой покров...

Вскоре гонец принес нежданную радостную весть: корабли русов, уже подошедшие к городу, вдруг развернулись и уходят! То, что это случилось безо всякой видимой причины, прочно врезалось в народную память — как чудо, связанное с молитвой к Пресвятой Богородице, простирающей покров над всеми молящими об этом. Это явление Пресвятой Девы, которая Своим покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминают во время праздника.

Любопытно, что хоть это произошло в Византии, в греческом календаре праздника Покрова нет. Возможно, потому, что это далеко не единственное чудо, которое случалось во Влахернском храме с тех пор, как там появились великие святыни — сначала Риза, а потом Покров и Пояс Богородицы. А вот на русов оно произвело огромное впечатление и, возможно, сыграло свою роль в скором, всего через 78 лет, крещении Руси.

Ну а сам праздник Покрова был учрежден в 1164 году князем владимирским, ростовским и суздальским Андреем — как указано в летописи, «в память заступничества Богородицы за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар». Тогда же построили и храм Покрова на Нерли: князь пытался сделать свой стольный град Владимир равноценным Киеву и в архитектурном отношении, приглашая из Европы знаменитых зодчих. Он даже хотел учредить для своего княжества независимую от киевской митрополию, но это не удалось.

А вот праздник Покрова прижился и скоро стал на Руси в числе самых любимых. Вот так и получилось, что событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков, в итоге стало великим праздником заступничества Богородицы за всех православных христиан — где бы они ни претерпевали страдания и ни прибегали к Ее защите. И мы в этот день повторяем слова праздничного акафиста: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором...»