Главная Культура 00:06 14 Ноября 2014 9561
Яна Троянова: Люблю поскандалить. И у меня это получается

Обозреватель «Труда» поговорил на анапском фестивале «Киношок» с этой яркой, харизматичной актрисой о новом фильме

Леонид Павлючик

Екатеринбургский драматург и режиссер Василий Сигарев, автор популярных пьес и постановщик нашумевших фильмов «Волчок» и «Жить», заканчивает работу над комедией, которую планирует показать в новогодние каникулы. Сюжет картины держится пока в секрете. Встретив в Анапе на фестивале «Киношок» жену и музу режиссера Яну Троянову, наш обозреватель не мог упустить возможность поговорить с этой яркой, самобытной актрисой о новом фильме. И не только...

— Яна, обычно вы ездите на фестивали вдвоем. Судя по тому, что Сигарева нет рядом с вами, он ударными темпами завершает картину...

— Ну да, наносит, так сказать, последние штрихи на полотно. Фильм под названием «Страна Оз» практически готов. Покажем его, скорее всего, в зимние каникулы, сразу после новогоднего угара. Не знаю, оправдаем ли всеобщие ожидания. Сигарев определил стиль фильма как анти-«Елки». Это будет не благостная развлекательная комедия, а по-своему радикальное, провокативное кино. Не случайно от участия в съемках отказались некоторые известные актеры. Мол, как можно участвовать в таком балагане. Но истинно смелые актеры — среди них Инна Чурикова, Александр Баширов, Гоша Куценко, Алиса Хазанова, Дарья Екамасова — с удовольствием поучаствовали в этом необычном фильме.

— Вы, разумеется, в нем снялись?

— Разумеется, снялась. Изначально, правда, планировалось, что я не буду принимать активное участие в этом проекте. Мне была отведена всего одна сцена. Но в процессе написания сценария у Васи вылезла для меня жирная главная роль. Я думаю, он сам не властен над этим. Сигарев всегда честно признается: я не пишу, я записываю. Герои сами к нему приходят, между собой общаются. В результате этого общения в фильме теперь две главные роли. Одну исполняет Андрей Ильенков, соавтор сценария, известный уральский писатель, можно сказать, это его камео. Еще в фильме в небольшой роли снялся Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, это тоже камео. Ну, а моя роль — не камео. Я играю наивную провинциалку, которая приезжает в большой город в поисках своей мечты. Что-то такое новенькое у меня в этой работе появилось и проявилось. Договариваясь со мной об интервью, вы признались, что побаиваетесь меня, чем, кстати, к себе расположили. Я и правда бываю подчас резкой, взрывной. Так вот, в фильме я играю свою противоположность — человека, который всего и всех боится, который не умеет сказать «нет». Это ведь совсем не в моем характере. Друг нашей семьи, замечательный режиссер Борис Хлебников считал утверждение меня на эту роль заведомым провалом. Но, посмотрев черновой вариант фильма, сказал, что я его сполна убедила. Более того, что только я и могла это сыграть.

— Яна, понятно, что вы любимая актриса Сигарева, однако он снимает раз в два-три года. Но вы же не можете появляться на экране с такими длинными интервалами. Скажите, у вас есть предложения от других режиссеров, вас рвут на части, зовут в Москву?

— У меня хватает предложений, их даже больше чем надо. Потому что я человек, во-первых, ленивый, во-вторых, избирательный. Я могу спокойно сидеть и два года ждать подходящий материал. Не обязательно от Сигарева. Я, кстати, никогда не знаю, что он напишет. И уж точно никогда ему ничего не заказываю. Более того, я время от времени говорю ему: ой, это роль не для меня, давай попробуем найти другую актрису. Я страшно боюсь его подвести и потому в какой-то момент начинаю потихоньку отползать назад. Но в итоге все равно снимаюсь я. И это правильно. Потому что Вася, оказывается, лучше знает меня, чем я себя сама.

Если приходят сценарии от других режиссеров, в которых меня ничего, скажем так, не инфицирует, не заражает, в которых я не «отзеркаливаю», — я не берусь за материал. Это не мои роли, это роли других актрис. И да, приходится опять сидеть и ждать. Иногда это надоедает. Но чаще мне не хватает времени отдохнуть, отойти от предыдущей работы. Съемки у Сигарева закончились уже полгода назад. И мне в ближайшее время надо решиться на одну серьезную роль, на сей раз не у Васи. Но я не уверена, что готова, наполнена для новой работы. А вкалывать в ежедневном режиме, скакать с сериала на сериал — это не по мне. Я начну тогда лабать одно и тоже. Зачем? Когда у меня есть возможность, которую мне обеспечил Вася, посидеть и подождать «свое».

— Мне кажется, вы уже переросли Екатеринбург...

— Ну да, в моем родном городе лично для меня нулевая перспектива. «Коляда-театр» — единственная в городе сценическая площадка, которая достойна обсуждения и даже восхищения. Там ставятся хорошие спектакли, там кипит жизнь. Но поскольку я работала в «Коляда-театре» и из него ушла, то я больше не рассматриваю его как объект приложения своих сил. Я не знаю, что должно случиться, чтобы я пришла и сказала Коляде: «Слушай, возьми меня обратно». Это этап мною пройденный и этап где-то даже негативный.

— Припоминаю, вы, кажется, громко ушли из театра...

— Ну да, я люблю поскандалить. И у меня это получается. Вообще-то я человек до противности правильный. Когда вижу явную несправедливость, я начинаю заступаться даже за незнакомого человека. Не буду вдаваться в излишние подробности, но у Коляды и Сигарева энное количество лет назад случился конфликт. Коляда, по моему разумению, был неправ. Я активно встала на сторону Сигарева, и Коляда был мною послан.

— Двум таким «медведям», как Сигарев и Коляда, не тесно в Екатеринбурге?

— А мы не пересекаемся. Тесно Коляде и Сигареву было в одном театре, из-за этого мы с Васей и ушли. По большому счету в Екатеринбурге в творческом плане ничего активного не происходит. Есть один кинотеатр, который время от времени хорошее авторское кино показывает и проводит фестивали. И есть площадка театральная у Коляды. И это все. Чего им тесниться? Сигарев в случае чего занимает площадку кинотеатра. Коляда — площадку своего театра. У Коляды теперь даже два театра. Так что это ему с самим собой нынче тесно.

— Так, может, вам все-таки уехать в Москву?

— Понимаете, в Екатеринбурге есть важная составляющая для Сигарева — он может писать только там. В нашей берлоге, в своем кабинете, куда я не имею права даже заходить, когда он работает. И для его нормального творческого самочувствия Васе нужно, чтобы мы жили там. Потому что пока он ни разу не писал в другом городе. Я это хорошо понимаю и эти правила принимаю. Ведь в первую очередь я женщина, жена, а уже потом актриса. Я рада, что у нас есть такой тыл. Мы приезжаем в Екатеринбург из наших творческих странствий наполниться, корни свои почувствовать. У нас там друзья, родственники, родные могилы. Лично мне Москва все больше нравится, она мне подходит для жизни, но я не имею права отнять у Васи его екатеринбургский кабинет. Правда, сейчас у Сигарева идут переговоры о постановке спектакля у Олега Павловича в «Табакерке». Если этот проект состоится, то, возможно, он подтолкнет нас к мыслям о переезде.

— Вы не жалеете, что в свое время не закончили театральный институт? Это могло бы расширить ваш диапазон. В принципе, театральная актриса должна уметь играть все...

— Не потому ли у нас так много безликих актрис, у которых не запомнишь ни лица, ни фамилии? У них все «моё» — и в итоге ничего своего. А у меня — конкретно все мое и только мое. Никто не сыграет мои роли. Даже если кому-то придет в голову шальная мысль сделать, скажем, римейк «Волчка», — ничего из этого не получится, уверяю вас.

Я не минуты не жалею, что у меня нет актерского образования. Тем более, что у меня есть диплом об окончании философского факультета Екатеринбургского университета. Поверьте, он для меня гораздо дороже, чем «корочка» с записью «Профессия — актриса». Потому что философом я не родилась. Но я 6 лет изучала труды Канта, Шопенгауэра, других корифеев философской мысли, и тому есть свидетельство — мой диплом. А то, что я родилась на свет актрисой, я знала еще с детских лет. Я уже тогда заявила, что буду лучшей актрисой страны. Что к этому добавил бы диплом театрального вуза? Другое дело, что, снявшись в рукодельных, штучных фильмах Сигарева, Дуни Смирновой, Алексея Федорченко, мне сегодня надо нарабатывать опыт. Мои поклонники и мои маленькие фан-клубы уже ставят мне в укор, что я редко появляюсь на экране. Я думаю об этом, но за все подряд хвататься все равно не буду.

— Но актриса должна быть в работе, в постоянном тренинге...

— Вот мне и мама всегда говорила: «Как же так, Яна, надо много работать». И в театре мне вторили: «Вот пожрешь с наше дерьма, только тогда кем-то станешь». А я не понимала и не понимаю, почему нужно без конца вкалывать, почему нужно разгребать и месить дерьмо, чтобы кем-то стать.

Я, как видите, стала не последней актрисой, не участвуя в низкопробных сериалах и пошлых антрепризах. Причем, сегодня я играю только в тех фильмах, в которых мне по-настоящему интересно сниматься. Мне везет на режиссеров, которые позволяют работать творчески, авторски. То есть, не возражают, чтобы уже на уровне сценария я участвовала в создании роли. Разрешают на площадке поменять текст. Принимают мои предложения, если видят в них перспективные идеи. Я уже избалована этим и не захочу пойти, условно говоря, на завод, чтобы встать к конвейеру. Зачем мне это, когда у меня приемная дома, когда я сама принимаю.

Мне и ваши коллеги, критики, частенько говорят: «Нет, Яна, ты уже не можешь придти в театр рядовой актрисой. Ты можешь явиться только как приглашенный (Яна неподражаемо интонирует) профЭссор». Вот на таких условиях — на конкретную роль, на конкретный спектакль — я готова рассматривать приглашение театра. А придти в труппу, дергаться на подтанцовках — это я уже проходила. И поначалу мне это даже нравилось. И какие-то роли хотелось сыграть, пусть не Офелию. А потом я трезво на себя посмотрела. И начала себя потихоньку тормозить: «Яна, не надо хотеть всего, хотелки не хватит».

— До сих пор вы появлялись на экране в роли этакой разбитной «девушки с Урала». Вам не хочется, к примеру, нарядиться в кринолины, окунуться в прошлые века?

— Я прошла этот период, когда мне этого хотелось, и даже в чем-то похожем участвовала. Но мне в кринолинах чаще всего некомфортно — значит, это с моей стороны ложь. А я не хочу никого обманывать. Да, я девушка с Урала. И эта девушка будет со временем меняться. И будет свои внутренние изменения показывать зрителю. Я другой судьбы актерской себе не желаю. Потому что желаю себе своего собственного пути, а не чужого.

И потом, если честно, я не то что не вижу себя в классике, но я люблю, чувствую и, как мне кажется, понимаю сегодняшнее время. В современности я чувствую себя на месте. А в классике нет. Пусть кто-то скажет, что это огромный минус для актрисы, но я принимаю это как данность, заложенную во мне природой. И правильно, что в театральном институте я прогуливала занятия по сценической речи, потому что это было способом сохранить себя, свой уральский говорок, свою особость. Зачем после этого я буду во все тяжкие пускаться в эксперименты с кринолинами ради сомнительно тезиса, что «актриса должна работать». Ничего и никому она не должна. Она должна делать то, что лучше нее никто сделать не сможет. Играть постоянно Вику, которую многие полюбили по фильму «Кококо», тоже не надо, но периодически что-то в таком роде выпускать на экран придется. Это мое, родное, куда и зачем мне от этого бежать?

Конечно, когда подступит определенный возраст, я хотела бы сыграть Вассу Железнову, я об этом часто думаю. Но Васса — это то, что ложится в круг моих размышлений. А не просто роль «в кринолине», чтобы заполнить образовавшуюся паузу.

— Кстати, о возрасте. Вы находитесь на рубеже 40-летия. Как относитесь к этой цифре?

— Не комплексую. И не надо мне льстить, я уже перешагнула этот рубеж — мне 41 год. Переживания, как ни странно, были, когда мне исполнилось 25 лет. Я думала тогда: все, через пять лет жизнь закончится. Неохота даже вспоминать, какой я была дурой-малолеткой. Как представлю, так вздрогну — только бы не вернуться в тот возраст, только не туда. Я ведь была стихия, а не человек. Вообще без башки. А сегодня мне интересно, что меня ждет впереди. Я недавно похоронила маму, и она мне незадолго перед уходом сказала: «Яна, я так хочу дожить до древней старухи». По жизни получилось, что я закончила университет, в который мама поступила, но недоучилась. Потом были другие начинания, которые я за нее как бы доделывала. И я подумала: может, мне за нее дожить до древней старухи?

Раньше я считала, что люди в годах, — это какое-то недоразумение природы. И что, я буду с этими мамонтами общаться? А сегодня я стала уважительно относиться к возрасту. Нахожу среди стариков много интересных людей, которые знают гораздо больше меня и способны открыть и передать мне свой уникальный опыт. Но сама к старению я пока морально не готова. С морщинами, во всяком случае, активно борюсь. Два раза в неделю обязательно хожу на массаж. И да, я довольна тем, как выгляжу, тем, что у меня происходит в профессии. Но сорокалетних пока не играю. А надо бы начинать.

— Вопрос на засыпку: чувствуете себя сегодня звездой?

— Меня как-то миновал этот страшный этап. Когда случился наш первый с Васей заход в кинематограф, и фильм «Волчок», основанный на моих воспоминаниях детства, произвел некоторый фурор, и на меня посыпались актерские призы, я тогда подумала про себя: вот только сейчас, Яна, не зазвезди, иначе тебе конец. И да, справилась. Ни минуты не ощущаю себя звездой, быстро спустилась с небес на земную твердь. И не пытаюсь возвышаться.

— У вас есть образцы для подражания, кумиры?

— Не являюсь ничьим фанатом, нет у меня такой манеры, но любимые актрисы есть. Это, например, Инна Михайловна Чурикова. Мне посчастливилось вместе с ней поработать в фильме, с которого мы начали разговор. Она поразила меня своим талантом и какой-то молодой отвагой. Люблю роли Людмилы Марковны Гурченко — это фонтан головокружительного мастерства. Из голливудских звезд уважаю Мерил Стрип, многих других.

Я, к слову, легко могу сыграть в манере той или иной великой актрисы, но при этом не позволяю себе их копировать. А под некоторых даже невозможно косить, потому что невозможно понять, как они это делают. Например, меня потрясла Нина Русланова в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Я всегда думала и, скорее всего, так оно и было, что Алексей Герман вел в своих фильмах актеров шаг за шагом, жест за жестом, бусинка за бусинкой. А в «Лапшине» возникает ощущение, что Русланова в этом фильме — полноценный создатель, автор образа. Вот и я, не сочтите за нескромность, ищу, взращиваю в себе авторское, личностное начало по отношению к каждой сыгранной роли. Может, поэтому они у меня наперечет. Но зато ни за одну из них мне не стыдно.

Комментарии для сайта Cackle

Что бывает, если худрук вовремя не позаботился о смене

Любовь Лебедина
Труд
Александра Захарова в последнем спектакле Марка Захарова «Капкан», который пришлось завершать уже ей самой, без отца. Фото: А. Стернин

Тревожно в столичных театрах. Уход из жизни бесспорных лидеров творческого процесса открыл шлагбаум для временщиков, спровоцировал дефицит авторитетов, упадок дисциплины, наплыв бездарных экспериментаторов, разрушающих художественную...

27 августа великому украинскому актеру Богдану Ступке могло бы исполниться 80 лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Богдана Сильвестровича нет с нами уже более девяти лет. Его уход летом 2012 года стал шоком для коллектива театра имени Франко, который он возглавлял на протяжении ряда лет, для всей Украины, для любителей кино на всем постсоветском...

Надежда на то, что информационная повестка «ящика» переключится на спортивные баталии в Токио, оказалась тщетной

Сергей Беднов
Труд
Признаемся: давно мы так не ждали Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, как в эти дни. Фото: Zhang Hongxiang, Синьхуа, globallookpress.com

Еще неделю назад теплилась надежда, что информационная повестка «ящика» хотя бы на время соскочит с двух излюбленных тем и переключится на спортивные баталии в Токио. Увы, она оказалась тщетной. То есть...

Должен ли худрук получать в 50 раз больше своих подчиненных

Анна Чепурнова
Труд
Уволенные артисты Театра им. Ермоловой говорят: за выход на сцену Олегу Меньшикову платят 103 тысячи рублей, а рядовому актеру - около двух. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мелькнувшая месяц назад новость о том, что около 20 из 90 актеров Театра им. Ермоловой будут уволены в связи с оптимизацией кадрового состава, на днях получила громкое продолжение. Кандидаты на увольнение...

На «Новой волне» Игоря Крутого звезды будут ходить друг к другу по кругу

Константин Баканов
Труд
Список главных концертов «Новой волны» навевает вселенскую тоску. Изображение с сайта newwavestars.eu

В Сочи вчера стартовала очередная «Новая волна» — поп-фестиваль, который его вдохновитель Игорь Крутой по-прежнему просит называть конкурсом. Нельзя не отдать должного организаторам и участникам, особенно...

Подобно мушкетерам, богатырям или основателям марксизма-ленинизма идут они поступью победителей по информационному пространству

Сергей Беднов
Труд
Эти деятели успешно увеличивают и без того огромные армии фанатов и свои заработки. Фото: Komsomolskaya Pravda, Дмитрий Рогулин, Павел Кашаев, globallookpress.com

Как три мушкетера, как три богатыря, как Маркс — Энгельс — Ленин, идут они поступью победителей по информационному пространству, увеличивая и без того огромные армии поклонников и размеры заработков. Только...

Скандальный эротический триллер выходит в повторный прокат

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
При упоминании фильма «Основной инстинкт» на ум, разумеется, первым делом приходит самая знаменитая его сцена

Зрители вновь увидят фильм, который произвел фурор во всем мире 30 лет назад. Тогда лента Пола Верховена при бюджете 49 миллионов долларов только в Америке собрала 117 миллионов. А за пределами США к кассе...

Сто лет назад был арестован и расстрелян Николай Гумилев

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Он собирался прожить 90 лет, а прожил всего 35

Он собирался прожить 90 лет. Прожил всего 35. Дворянин, монархист, путешественник, воин, поэт, наконец, первый муж Анны Ахматовой, Николай Гумилев был арестован в Петрограде 3 августа 1921 года. А в ночь на 26 августа...

Уходящее лето обернулось кошмаром для нашего кинопроката

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Большие надежды прокатчики связывают со второй половиной месяца, когда на экраны выйдут голливудские фильмы, в том числе фантастический триллер «Воспоминания» с Хью Джекменом

Два первых летних месяца установили новые антирекорды по оттоку зрителей из кинозалов. Небывалая жара, пожары в одних регионах, дожди и наводнения в других, новая волна пандемии, наконец, почти полное отсутствие ярких...

Дом князя Черкасского, что на Университетской набережной в Петербурге, уже два десятка лет подвергается вандализму

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Глава СКР Александр Бастрыкин интересовался ситуацией. Ну и?.. Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Грандиозный парад ко Дню Военно-Морского Флота, прошедший на Неве, стал самым масштабным и зрелищным за всю новейшую историю России, утверждает военное начальство. Многие из вас, конечно, видели по телевизору эти...

Каролина Собаньская: кто она? Та, которой Пушкин написал лучшие стихи

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников.

Пушкинским пером изображены участники той давней драмы: Каролина Собаньская, сам поэт и шеф жандармов Бенкендорф. Что их связало? В 1829 году в разгар мучительного романа с Каролиной Собаньской Пушкин оставляет в альбоме...

Теперь вместо захвата вокзалов, мостов, телеграфа и телефона всякого рода путчисты сразу стремятся установить контроль над телевидением

Сергей Беднов
Труд
Этот, в общем-то, светлый балет Чайковского наше ТВ превратило в поминальный. Или даже в знак беды. Фото: Justin Spittle/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

В начале недели все ведущие телекомпании мира показывали кадры из аэропорта Кабула, где отчаявшиеся люди хватаются за стойки шасси американских самолетов, пытаясь то ли остановить их, то ли таким безнадежным способом...

Огромная конструкция из сосновых досок была снабжена бронзовой табличкой «Возвращению домой греки посвящают это подношение Афине» 

Кадр из фильма «Троя», режиссер – Вольфганг Петерсен, 2004 г.

Международная группа археологов заявила, что при раскопках на холме Гиссарлык в Турции ими обнаружены фрагменты деревянной конструкции, которая с высокой вероятностью является троянским конем, описанным древнегреческим поэтом Гомером в поэме...

Общественный совет при Минкульте озаботился репертуаром театров на предмет соответствия национальной безопасности

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
В социальных сетях уже гуляет шутка: балет «Спартак» в Большом театре в опасности как экстремистский. Там ведь гладиаторы против власти поперли… Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Общественный совет при Министерстве культуры озаботился: чем бы вы думали? Рушащимися историческими памятниками? Разваливающимися домами культуры? Отсутствием денег на издание отечественных классиков уровня Георгия Свиридова?...

Лера Кудрявцева стала расспрашивать олимпийских чемпионок насчет денежных премий. Что вообще-то считается моветон

Сергей Беднов
Труд
А у представителей старшего поколения Кудрявцева поинтересовалась их пенсиями. Фото: Vadim Tarakanov, globallookpress.com

На сей раз в студии программы НТВ, упомянутой в заголовке, собрали олимпийских чемпионок, свежеиспеченных и тех, кто завоевывал медали в прежние времена. Банальное название выпуска — «Цена золота» —...

Депардье планирует снять фильм о военных летчиках

Труд
Жерар Депардье. Фото: © Thierry Roge, globallookpress.com

Жерар Депардье решил снять фильм о летчиках из знаменитого полка «Нормандия — Неман». Часть съемок планируется в Калининградской области, ведь французы, воевавшие в составе Красной армии, Победу встретили...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?