В Минске кино с грузинским акцентом

Сегодня «Листопад» - своеобразный культурный мост между постсоветским кино и мировым кинематографом

Сегодня в Минске завершается международный кинофестиваль «Листопад» — уже 21-й. Когда-то его замышляли как аналог «Киношока», то есть как смотр кино стран СНГ и Балтии, но со временем фестиваль расширил горизонты. Сегодня «Листопад» — своеобразный культурный мост между постсоветским кино и европейским, мировым кинематографом. В программе нынешнего фестиваля порядка 150 картин из 59 стран, в том числе из России, Франции, Италии, Канады, США, Австралии, Латинской Америки...

Гостям фестиваля, в том числе знаменитому голливудскому актеру Арманду Ассанте, в Минске очень нравится. Город не просто чистый, а буквально вылизанный. Брошенный мимо урны окурок, а тем более валяющуюся на тротуаре пивную бутылку в Минске трудно себе представить. И это при том, что дворников нигде не видно. По вечерам белорусская столица красиво подсвечена, и архитектура проспекта Независимости, созданного в сталинские годы, на глазах молодеет. В один из фестивальных дней гостей свозили в Мирский замок — уникальный памятник белорусской готики. По разным оценкам, он входит в топ-10 архитектурных шедевров мира, и гостям фестиваля, в том числе и обозревателю «Труда», было приятно прикоснуться к древним стенам, воздвигнутым 500 лет назад.

Входит ли сегодня «Листопад» в десятку лучших фестивалей мира? Почему бы и нет. Во всяком случае, он аккредитован Международной федерацией кинопродюсеров (ФИАПФ) наравне с Каннским, Берлинским, Венецианским, Московским кинофестивалями. «Листопад» был удостоен этой чести ввиду высокого уровня программ и безупречной организации киносмотра. Сегодня фестивалю отданы пять лучших кинотеатров города, и фильмы идут здесь с утра и глубоко за полночь. Причем залы заполняют не аккредитованные гости, как это зачастую случается на ММКФ, а местные киноманы, которые целый год ждут «Листопад» как манны небесной. Они знают: в программах фестиваля не будет фильмов серых, проходных, не будет надоевших серийных боевиков и тупых комедий, а будут картины умные, штучные, любовно выловленные энтузиастами-отборщиками в море мирового кино.

Сегодня в кинотеатре «Москва» будут вручены призы в шести конкурсах. Впрочем, одна из основных наград киносмотра — Большой приз президента Республики Беларусь — уже была вручена ранее. Хрустальный кубок достался режиссеру Станиславу Говорухину. Его картины «Ворошиловский стрелок», «Артистка», «Пассажирка», «Не хлебом единым» уже получали на «Листопаде» главные призы. Теперь усилия режиссера, направленные на «сохранение традиций духовности в искусстве», оценил президент республики Александр Лукашенко.

«Я люблю Белоруссию и очень уважаю Лукашенко, — сказал обозревателю «Труда» мэтр кино. — Представьте, что все эти годы республикой правил бы не Александр Григорьевич, а какие-нибудь ющенки, януковичи, мы бы имели в итоге под боком у России вражескую страну. А он сохранил наше братство. Я и президенту Путину об этом всегда говорю. Готов глубоко Лукашенко поклониться».

Кто из конкурсантов будет благодарить большое жюри под председательством режиссера Валерия Тодоровского — этот вопрос составляет главную интригу сегодняшней церемонии закрытия. На вкус обозревателя «Труда», безусловными лидерами в основном конкурсе являются две замечательные грузинские картины: «Слепые свидания» Левана Когуашвили, ранее премированные на четырех международных фестивалях, и фильм «Кукурузный остров» Георгия Овашвили, победивший в Карловых Варах и выдвинутый нынче от Грузии на «Оскар». Это то самое старое доброе грузинское кино, которое, казалось, мы навсегда потеряли. Но оно по-прежнему живо и способно пленять наши сердца.

Первая картина очаровывает тончайшей вязью человеческих взаимоотношений, особой поэтической атмосферой старого Тбилиси и прошитого осенними дождями приморского Кобулети, нежным юмором, горечью несбывшихся надежд, терпким привкусом поздней любви. Вторая лента — это внешне суровая, почти бессловесная притча о битве человека с природой за кусок хлеба, за выживание. По сути, парафраз на темы сотворения мира. Будь моя воля, я бы разделил все фестивальные призы между этими двумя замечательными фильмами. Но не будем сбрасывать со счетов и российскую остросоциальную картину «Дурак» в постановке Юрия Быкова, которая была встречена местной публикой с огромным энтузиазмом, и обладателя берлинского Золотого медведя фильм «Черный уголь, тонкий лед» (Гонконг, Китай), и украинский фестивальный хит «Племя», и ряд других картин, которые справедливо претендуют на призы «Листопада». О том, как разрешится эта увлекательная коллизия, мы узнаем сегодня вечером. И обязательно расскажем в «Труде».