Воспитание – не преступление: в Думу внесли закон о декриминализации домашних побоев

Ранее общественность и Елена Мизулина обвиняли депутатов в попытке протащить через российское законодательство нормы ювенальной юстиции 

Группа депутатов Госдумы в понедельник, 14 ноября внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о декриминализации побоев, нанесенных россиянам близкими родственниками. В работе над документом принимали участие и депутаты и сенаторы Совета Федерации. Об этом журналистам сообщила соавтор законопроекта, депутат Ольга Баталина.

Искаженная реформа

4 июля нынешнего года президент России Владимир Путин подписал принятый по его инициативе закон о декриминализации побоев. Наряду с нанесением телесных повреждений из числа уголовных преступлений были изъяты мелкие хищения, использование заведомо подложных документов и злостное уклонение от уплаты алиментов. Все эти действия рассматриваются теперь как административные правонарушения – при условии, что совершаются не чаще одного раза в год. Наказания, связанные с реальным лишением свободы, были заменены штрафами, административным арестом и обязательными работами на срок до 120 часов.

Предполагалось, что такая мера станет шагом по либерализации российского законодательства. Однако вскоре выяснилось, что при подготовке поправок были декриминализованы только побои, наносимые в общественных местах по причинам личной неприязни. А вот удары, наносимые россиянами членам своей семьи и близким родственникам, а также тем, с кем граждане «совместно ведут хозяйство», государство по-прежнему рассматривает как уголовное преступление.

Более того: согласно новой редакции закона, под определение побоев попали все случаи физического воздействия, применяемые к детям, в том числе и действия, не ставшие причиной ушибов или синяков. «В результате возникает правовая коллизия, в рамках которой за шлепок в семье можно получить до двух лет и клеймо «уголовника» на всю жизнь, а за побои на улице — штраф», – прокомментировала обновленную 116-ю статью УК сенатор Елена Мизулина.

Бывшая глава думского комитета по делам семьи, детей и женщин подготовила законодательные предложения о декриминализации домашних побоев – за исключением тех, что причинили вред здоровью потерпевших. Фактически, Мизулина попыталась вернуть случаи внутрисемейного насилия в контекст, в котором государство теперь рассматривает большинство аналогичных ситуаций, произошедших за пределами семьи. Однако этому воспротивилось правительство и некоторые из законодателей.

Борьба за семью

Кабинет министров подготовил отрицательный отзыв на предложения Мизулиной. Раздосадованная сенатор в ответ предложила запретить правительству давать какие-либо отзывы по законам, меняющим Уголовный кодекс.

Раскритиковал позицию Мизулиной и глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников: он заявил, что «в семье лица наименее защищены», и высказался за то, чтобы «государство реагировало» на случаи домашнего насилия. «У нас в семье насилие достаточно серьезно развивается. Если есть насилие в семье и государство на это никак не реагирует, к сожалению, это ведет к росту насилия», – отметил он.

А вот среди простых россиян позиция Мизулиной нашла широкую поддержку. Многие общественные деятели заявили, что возникшая с принятием нового закона правовая коллизия – не что иное, как попытка протащить в страну ювенальные технологии, уже изрядно подточившие институт семьи на Западе.

Негативная реакция общественности и СМИ, прозвавших поправки к 116 статье УК «законом о шлепках», привели к тому, что в Госдуме была создана рабочая группа по пересмотру спорного новшества.

Разворот на 180 градусов

Неделю назад руководитель фракции ЕР в Госдуме Владимир Васильев признал, что во время избирательной кампании граждане постоянно озвучивали претензии к этому закону. «Люди задавались вопросами. Они касались и закона и всех решений. Какими бы они правильными и просчитанным не были, но если большая часть населения не понимает и не поддерживает их, то есть над чем задуматься», – подчеркнул глава думских единороссов.

На сей раз поворот законодательной линии поддержал даже Крашенинников. «Мы провели мониторинг 116 статьи УК РФ, мониторинг позволяет нам делать выводы и вносить поправки, – сказал он. – Резонанс, вы знаете, особенно по насилию среди близких людей, достаточно большой. Тут были намеки на ювенальные подходы. Мы, конечно, эту ювенальную юстицию категорически отвергаем как в Уголовном кодексе, так и в других законах, поэтому мы сейчас возвращаемся к этой теме, анализируем и будем предлагать те или иные варианты решения этого вопроса», - заявил депутат.