Чтобы «достучаться» до музыкантов, дирижерской палочки не нужно

В Петербурге открывается фестиваль «Площадь искусств» посвященный 80-летию Юрия Темирканова

Главный бренд зимнего Петербурга – ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Площадь искусств» – открывается на берегах Невы в пятницу, 14 декабря. Он пройдет нынче в 19-й раз и посвящен 80-летию маэстро Юрия Темирканова.

Именно Юрий Хатуевич решил в своё время возродить давнюю, дореволюционных ещё времен традицию проведения в городе концертов с участием лучших исполнителей из разных стран мира. За минувшие годы с его легкой руки на сцене Филармонии выступили многие знаменитые мастера, как из России (которых мы в самой России слышим обычно не часто), так и из-за рубежа, а за пульт вставали прославленные дирижеры самых известных оркестров современности.

И в этот раз слушателей ждет встреча с нашими соотечественниками альтистом Юрием Башметом и скрипачом Вадимом Репиным, вокалистами Динарой Алиевой (Азербайджан), Маттиасом Герне (Германия), Карен Слак (США); с виртуозом джаза Питером Битсом (Голландия), скрипачкой из Канады Сарой Макэлрави и пианистом Эриком Лю. В один из вечеров за дирижерский пульт встанет Игнат Солженицын, уже выступавший на «Площади искусств» как пианист…

К слову, название фестиваля – не просто дань месту, где расположен Большой зал Петербургской филармонии. Предполагается реальное участие в празднике Русского музея, Театра музыкальной комедии и Михайловского театра – все они находятся на этой площади, именуемой горожанами не иначе, как «самой культурной в Северной столице».

За 13 дней в двух филармонических залах – Большом и Малом – будет дано 16 концертов. Квинтэссенцией станет, вне сомнений, гала-концерт в честь юбиляра – народного артиста СССР, лауреата двух Государственных премий СССР и двух – РФ, почетного гражданина Петербурга Юрия Темирканова (15 декабря).

Сам дирижер относится к круглой дате с юмором, давая понять, что внушительность цифры на него не давит, и солидности возраста он не ощущает, надеясь многое ещё успеть сделать в этой жизни.

Корреспондент «Труда» не однажды общалась с Юрием Хатуевичем. Из интервью, коротких спичей и остроумных реплик маэстро собралось нечто вроде коллекции под условным названием «Несколько малоизвестных фактов о дирижере Темирканове». Вот некоторые из них.

В свидетельстве о рождении маэстро в графе «имя» написано: Юра (а не Юрий). Родился он в Нальчике, но документ об этом его родители получали в том селе Черкесского района Кабардино-Балкарии, где жили постоянно. В сельсовете маму будущего знаменитого музыканта спросили, как она хочет назвать сына. «Юра», – ответила женщина. Так и записали.

В детстве мальчик увлекся живописью и видел себя в будущем только художником. Но потом музыка все-таки «перетянула». Однако любовь к картинам осталась. Их ему часто теперь дарят. Нередко это портреты самого Юрия Хатуевича кисти мастеров разных стран. Самый большой висит в его петербургском кабинете, своего рода перифраз картины «Прощание А. С. Пушкина с морем» Айвазовского в соавторстве с Репиным. И море, и скала, и фигура на этом полотне те же, что у классиков, а лицо и руки – Темирканова. Он признается, что очень смущен сравнением с гением русской литературы.

Есть в его кабинете и гипсовый слепок правой руки. Маэстро утверждает – это рука Рахманинова, одного из наиболее любимых его композиторов. В Петербургской филармонии говорят, что самого Темирканова. Ведь он давно отказался от дирижерской палочки, объясняя, что «работать рукой естественнее», к тому же, «имея пять пальцев», быстрее «достучишься до музыкантов». Это не мешает поклонникам дарить ему палочки. Три из них, сработанные из золота и серебра, он передал в Эрмитаж.

Среди любимых композиторов маэстро – Малер. Заветная мечта – исполнить все его симфонии. Кроме одной – 8-й. Считает её слишком большой с точки зрения участников, одного хора требуется порядка тысячи человек. «А я толпу не люблю, извините», – признается Юрий Хатуевич.

Не любит Юрий Темирканов и телевизионных съёмок. Недавно признался, что «при нынешнем качестве российских телепрограмм не большая честь попасть в кадр». Когда же все-таки соглашается (например, на посвященный ему фильм), потом очень жалеет. Говорит: «Я себя на экране не люблю. Не нравится, как выгляжу, что говорю. Мне кажется, что в жизни я выгляжу гораздо лучше, чем на ТВ».