Генералиссимуса Суворова закрыли

В Санкт-Петербурге пошел процесс передачи в пользу РПЦ музейных помещений на территории Александро-Невской лавры

Первым пострадал мемориал Суворова: доступ к гробнице генералиссимуса перекрыт для посетителей. Как это случилось? «Труд» в номере от 4 декабря напомнил, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий просит передать РПЦ в безвозмездное пользование сроком на 100 лет нежилые помещения на территории Александро-Невской лавры. Но речь-то идет не о заброшенных объектах, а о помещениях, в которых расположен Санкт-Петербургский государственный музей городской скульптуры. Предметы, которые там хранятся и выставляются, принадлежат государственному Музейному фонду РФ, это памятники отечественной истории и культуры, раритеты, народное достояние.

Внизу, на первом этаже Благовещенской усыпальницы, находится коллекция мемориальной скульптуры, неотъемлемая ее часть, а на втором — коллекция XVIII века, посвященная мемориальному искусству. Там экспонировалось более 60 произведений искусства — барельефы, гербы, все это больших размеров. По сути, это открытое хранилище, поскольку у музея нет запасных площадей, переместить это некуда.

Когда не так давно Владимир Путин говорил министру культуры РФ, что на территории Александро-Невской лавры «есть некоторые объекты, которые надо бы вернуть», собеседница только кивала президенту и несла околесицу про Пушкина, писавшего комедии. Но министр Ольга Любимова не уточнила, о каких именно объектах идет речь и, по сути, ввела главу государства в заблуждение. Путин, скорее всего, не знает, что на втором этаже Благовещенской усыпальницы была размещена экспозиция «Знаки памяти». Это собрание редких произведений мемориального искусства XVIII — первой четверти XIX века: мраморные барельефы, скульптура, бронзовые вызолоченные гербы.

Все эти особо ценные экспонаты требуют бережного ухода и особых условий хранения. Они все имеют государственный регистрационный номер в каталоге как музейные предметы мирового значения. Перемещать их можно только в специально оборудованные помещения. Их невозможно выставить на улицу, это противозаконно.

По закону музею в таком случае нужно предоставить взамен адекватную площадь: современное здание, где должны быть климат-контроль, охрана, автоматизированная система хранения и т. п. Но с подачи министра культуры чиновники Смольного активно занялись выселением музея. Для начала Комитет имущественных отношений (КИО) предложил для драгоценных экспонатов затопленный водой подвал на Миргородской улице, 14. Директор музея Владимир Тимофеев отказался перевозить туда памятники XVIII века. С тех пор у директора неприятности.

— В прошении митрополита музей даже не упоминается, там указано: «нежилые помещения». У неискушенного человека складывается впечатление, что церковь просит нежилые помещения, ну чего бы их не отдать? На самом деле здесь расположен крупнейший специализированный музей. Но чиновников не интересует, куда мы вынесем эти предметы, — рассказывает корреспонденту «Труда» начальник отдела музея Александр АЛЕКСЕЕВ. — КИО уже разделил двухэтажную Благовещенскую усыпальницу: нижний этаж нам, верхний — митрополиту, лестницу туда, этот угол сюда: Но это одно здание, под одной крышей, с одним входом. И как это все будет функционировать?

КИО не может отнять у музея первый этаж, потому что там находятся неотъемлемые произведения искусства, не связанные с религиозным культом. Эти памятники никуда невозможно перенести — могилы Суворова, Панина, фельдмаршала Голицына: Лазаревскую усыпальницу тоже нельзя передать, поскольку она вся состоит из неотъемлемых памятников истории и культуры. Тихвинская тоже нек-рополь. В Певческом корпусе находятся дирекция и фонды, куда прикажете их девать? Двухэтажное здание Певческого корпуса набито крупногабаритной скульптурой, коллекциями редкой книги — изданиями времен Ломоносова, Екатерины. Тут же великолепный фонд графики начиная с XVII века, реставрационные мастерские. Куда должен переехать весь этот многопрофильный историко-художественный музей?

Ситуация скандально меняется каждый день. Музею предложили несколько помещений, непригодных для хранения скульптуры. Накануне Нового года чиновники потребовали, чтобы второй этаж был освобожден уже к 1 января. А ведь предметы нужно упаковывать, перемещать, это не одного дня работа. Но музейщики сумели это сделать, наняв за свой счет (остались без премии к празднику) специализированную организацию. Сверху все перетащили вниз, освободили второй этаж по устному повелению комитета. Никакого официального распоряжения на сей счет так и нет.

— Должно быть соглашение с монастырем об использовании верхнего этажа, но его тоже нет. В настоящий момент Благовещенская закрыта для посетителей, доступа к могиле Суворова нет. Когда он откроется, в этом ли году или в следующем, неизвестно, потому что на первом этаже теперь склад из артефактов. По сути, идет разрушение музейной жизни, культурного наследия, на это больно смотреть, — говорит Александр Алексеев. — Мы не хотим конфликтов. Но почему нельзя эту ситуацию нормально решить, не нахрапом? Почему бы митрополиту Варсонофию хотя бы по-человечески не поговорить с нашим директором? Выходит, представителям церкви наплевать на культурные ценности России, Санкт-Петербурга? На мой взгляд, было бы правильным совместное использование, как это делается в цивилизованном мире. Проблемы были бы решены двусторонним договором с приложением расписания служб.

Если б построили современный музейный комплекс, хранители бы, конечно, съехали из Певческого дома, где музею тесно и неудобно. Но речь об этом не идет. Музей просто хотят выкинуть неизвестно куда. Похоже, чиновники считают, что легче его закрыть. С глаз долой — из сердца вон.

P.S. Как известно, Владимир Путин поддержал идею создания археологического заповедника на Охтинском мысу. На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов рассказал президенту о грандиозных археологических открытиях на территории «петербургской Трои». И Путин согласился с тем, что здесь уместен заповедник, а не очередное офисное здание. Правда, есть проблема: Минкультуры РФ уже 10 лет упорно не замечает памятники на Охтинском мысу. Если Петербургу вместе с предполагаемым музеем-заповедником на Охте вернут громадную, еще допетровскую часть его истории, то это произойдет, заметим, вопреки многолетним усилиям культурного министерства...