ДЕРЖИ УДАР

Спокойствие и еще раз спокойствие. Был помоложе, ругался, махал руками водителям, которые подрезают, подставляют неожиданно багажник, перестраиваются не по правилам, короче, создают аварийные ситуации. Набравшись опыта, понял: бесполезное занятие. Старые водители подсказали незыблемое правило трех "Д". Оно, говорят, снижает аварийность наполовину, а то и больше. Не очень благозвучно, но точно: "Дай Дорогу Дураку".

ДАЙ ДОРОГУ ДУРАКУ
СОВЕТУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ АНДРЕЙ СТАРИНОВ
Спокойствие и еще раз спокойствие. Был помоложе, ругался, махал руками водителям, которые подрезают, подставляют неожиданно багажник, перестраиваются не по правилам, короче, создают аварийные ситуации. Набравшись опыта, понял: бесполезное занятие. Старые водители подсказали незыблемое правило трех "Д". Оно, говорят, снижает аварийность наполовину, а то и больше. Не очень благозвучно, но точно: "Дай Дорогу Дураку".
Второе. Научись сосредоточиваться на трассе, а не на бытовых мелочах. Не раз слышал: "Наклонился, чтобы поднять зажигалку с пола, и врезался в ограждение". Между прочим, деревья, столбики, ограждения, люки в каждой третьей аварии "перебегают дорогу", хотя не являются участниками дорожного движения. Так что отложите мелкие дела до стоянки.
Еще один важный момент. Все водители знают про "невезучие" дни, когда по непонятным причинам общий класс вождения падает, аварийность растет. Я взял за правило в такие дни ездить меньше, чаще пить кофе.
Для аварийных ситуаций я пользуюсь правилом профессионалов: береги пассажиров, себя и пешеходов, а не машину. Буквально на днях - случай. Женщина неожиданно появилась перед капотом. Стояла, стояла и вдруг - пошла. Ехал я тихо, возможно, только коснулся бы пешехода, но я подстраховался, крутанул вправо, задел ограждение - и черт с ним, с бампером. На женщину ругаться не стал, только пальцем погрозил. Бампер пришлось выправлять и красить. Зато езжу спокойно: за спиной нет тяжкого груза - сбил человека. Знаю, что некоторые водители после аварий не могут садиться за руль: картина стоит перед глазами и мешает водить.
По данным американского страхового института дорожной безопасности, самыми опасными марками стали авто:
По аварийности: По травматизму:
1. Mitsubishi Lancer, Galant и Eclipse. 1. Suzuki Aerio: 235 травмна 152 аварии.
2. Ford Focus, Hyundai Elantra, Mazda3 2. Toyota Echo: 189 на 118.
3. Honda Civic, Dodge Neon, Kia Spectra. 3. Kia Rio: 195 травмна 116 аварий
НЕ БРОСАЙ БАРАНКУ
ИЗ ОПЫТА ИЗВЕСТНОГО КАСКАДЕРА, УЧАСТНИКА ГОНОК НА ВЫЖИВАНИЕ КОНСТАНТИНА ДЕМАХИНА
Опытнейший автомобилист советует чаще смотреть на разбитые машины, которые иногда стоят на пунктах ГИБДД. Во-первых, потому, что их психологическое воздействие неоценимо. А во-вторых, внимательно изучая, понимаешь, как вести себя во время аварии.
УДАР В БАГАЖНИК
Согнутый вперед руль, к примеру, говорит о том, что водитель действовал верно. Он вжал себя в сиденье спиной, а руки его держали руль крепко и были вытянуты вперед. Гнуть руль грудью - не очень большое удовольствие. Вся передняя часть автомобиля разбита равномерно. Это говорит о том, что водитель правильно поступил при столкновении. Удар в багажник идущей впереди машины правым или левым крылом всегда хуже, чем удар всем бампером. Некоторые боятся, что мотор залетит в салон, и зря: современные автомобили сконструированы так, что мотор при столкновении уходит вниз. Он может даже упасть на дорогу, но в кабину - никогда. Удар же всем бампером увеличивает площадь касания, значит, последствия будут менее тяжелыми. Удар крылом может заставить вашу машину вращаться, что усугубит положение и ваше, и пассажиров, и машины.
ЛОБОВОЙ УДАР
Самое главное вот что: бойтесь встречной полосы! Лобовой удар - это самое ужасное. Даже если с правой стороны стоит дерево, парапет, овраг, канава, откос - не выскакивайте на встречную полосу. Дерево не может бежать на вас, а встречный автомобиль - летит. Скорость при столкновении складывается из двух скоростей - вашего авто и встречного. Но если уж не получается полностью избежать лобового, то постарайтесь любыми усилиями развернуть, хотя бы поставить полубоком свою машину на встречной полосе.
При авариях часто страдают ноги. Не все водители, к сожалению, знают, как их обезопасить в момент столкновения, хотя помнят, что ступни до последнего момента нельзя убирать с педалей тормоза и газа. Про газ я сказал специально. Иногда надо иметь мужество не давить на тормоз, а с помощью газа и пониженной скорости удержать автомобиль от вращения и попытаться уйти вправо. Или же дернуть вперед. За несколько секунд до удара колени прижмите к рычагу переключения скоростей, а ступни все-таки оставьте на педалях. В последний же момент ноги поднимите вверх и вправо.
Пассажиру на первом сиденье за полсекунды до столкновения нужно резко и сильно прижать подбородок к груди, зажмурить глаза, чтобы осколки стекла их не повредили, ноги поднять к торпеде или поджать, но не совать под сиденье. Держаться за дверную ручку нежелательно.
БОКОВОЙ УДАР
Особенно опасны такие удары для пассажиров и водителя отечественных машин. У них нет трубок и ребер жесткости, которыми снабжены все иномарки. Кроме того, сиденья на наших машинах напоминают пуфики, которые никак не защищают. В иномарках сиденья в виде корытцев, и тазобедренные кости прикрыты боковинками. Поэтому излишне напоминать, что водителям наших авто надо быть троекратно осторожнее, особенно при переезде перекрестков, где чаще всего и происходит боковые наезды. При неминуемом столкновении постарайтесь подставить под удар переднюю или заднюю часть вашего автомобиля, чтобы спасти салон. Соответственно, исходя из ситуации, придется или газануть, или тормознуть в нужный момент. Пассажирам сзади при столкновении надо упираться руками в спинку переднего сиденья.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
РЕКОМЕНДУЕТ ИНСТРУКТОР АВТОШКОЛЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЙ СМИРНОВ
К сожалению, у нас в обычных автошколах не учат, как вести себя в экстремальных моментах. И зря. Между тем в 90-х годах были собраны что-то порядка 100 типичных критических ситуаций, из которых нужно было найти выход. Я приведу здесь лишь некоторые. Попробуйте решить, а ответ будет в следующем выпуске АВТОномии.
Ситуация 1. По узкой дороге вы догоняете грузовик с прицепом. Скорость приличная. Впереди перекресток. Встречных машин нет, ваша дорога главная, но слева с второстепенной дороги приближается машина. В чем заключается опасность, если вы все-таки решили обогнать грузовик с прицепом на перекрестке?
Ситуация 2. Вы - в среднем ряду на улице с трехполосным движением. Слева - легковой автомобиль, а дальше - маршрутка. У нее замигал левый поворотник и загорелись огни стоп-сигнала. Какая опасность вас ждет?
Ситуация 3. Впереди дорога закругляется влево. Есть разделительная полоса при двухрядном движении в каждом направлении. Вы настигаете грузовик с прицепом. На первый взгляд никакой опасности нет: вы движетесь по своей полосе, он - по своей. Если вы сохраните скорость, то неминуемо начнете обгон автопоезда как раз на выходе из закругления дороги. Нужно ли вам снизить скорость?
Ситуация 4. Впереди на остановке люди садятся в автобус. Дорога - одна полоса в каждом направлении. У автобуса погасли стоп-сигналы и замигал левый указатель поворота. Стоит ли обогнать автобус, пока он стоит?
Ситуация 5. Впереди поворот влево. Однополосное движение в обоих направлениях. Видимость и обзор прекрасны. Едете со скоростью около 50 км/час. Навстречу грузовой автомобиль. Прикидываете, что поравняетесь с ним в аккурат на повороте. Стоит ли вам изменить скорость?
Ситуация 6. Вы нагоняете автопоезд, который тормозит и припарковывается, заняв около метра проезжей части дороги. Навстречу идет грузовой автомобиль. От стоящего автопоезда вы находитесь с ним примерно на одинаковом расстоянии, а ваши скорости примерно равны. Есть ли в этой ситуации опасность?
Ситуация 7. Вы хотите уйти на перекрестке влево. Слева же к нему приближается автобус, который вы обязаны пропустить, так как его дорога главная. Но водитель автобуса замедлил ход, включил указатель правого поворота. Можно ли вам одновременно с ним начать свой маневр?
Ситуация 8. На пустом шоссе шириной около 8 метров встречный автомобиль почему-то выехал на вашу сторону. Возможно, водитель заснул или отвлекся. Риск лобового удара есть. По сторонам дороги - кюветы. Какой маневр безопаснее: поворот влево или вправо?