Главная Культура 06:20 15 Марта 2012 4965
Мария Шукшина: Почему интересно играть сволочей
На этот и другие вопросы «Труда-7» актриса ответила с такой подкупающей откровенностью, что получился разговор о судьбе сильной женщины в России
Сергей Бирюков

На этот и другие вопросы «Труда-7» актриса ответила с такой подкупающей откровенностью, что получился разговор о судьбе сильной женщины в России. А начался он по конкретному поводу. Через несколько дней на канале «Домашний» стартует новый сериал Ольги Ланд «Кто, если не я» с Марией Шукшиной в главной роли. Мария призналась, что находит в своей героине близкое ей родовое шукшинское начало: даже несмотря на смертельную угрозу, бороться за правду, за несправедливо обиженных, за детей.

— Вы сделали уже столько сериалов. Чем зацепил этот?

— Обычно сериалы — это любовные мелодрамы, социальная тема в них не отчетлива. В новом фильме тоже есть несколько линий любовных, дружеских отношений, но сценарий зацепил прежде всего острой социальностью. Моя героиня — успешный адвокат, которому волею судеб приходится помогать разным людям — и богатым, и малоимущим. В конце она осмеливается даже вступить в схватку с депутатом. Тот подключает все свои связи в полиции, ГИБДД, лишь бы не быть пойманным на преступлении, но все равно моя Нина его «цепляет» и побеждает. Если честно, на канале даже были споры, стоит ли показывать так откровенно малопривлекательные стороны нашей жизни. Но ведь о них все знают, и я рада, что решили сохранить историю во всей ее заостренности. Получаю огромное удовольствие от материала.

— Добрый, честный адвокат — не сказка ли это?

— Нет, с одним таким я лично знакома, хотя это, конечно, большая редкость. И потом, в начале фильма она у нас вовсе не столь уж положительна: любит деньги, дорогие подарки, а небогатых клиентов старается отсечь. Но мы показываем и перелом: жизнь опускает ее с небес на землю, усилиями недругов и завистников ее лишают адвокатского статуса, в какой-то момент рушится ее семья: Естественно, депрессия, но затем приходит переосмысление своей жизни, собственных человеческих качеств. Вот что мне в ней нравится — она нашла в себе силы не просто воскресить себя из пепла, но избавиться от звездного самоослепления и полностью себя внутренне изменить.

— Когда вспоминаете свои прошлые роли, никогда не мелькает мысль: «зачем же я это сыграла, сейчас бы ни за что за такое не взялась»?

— Что было, то было. Есть любимые роли, есть совершенно проходные — в чистом виде работа. Горячо любимых гораздо меньше.

— Наверное, среди любимых и первая большая роль — в фильме Петра Тодоровского «Какая чудная игра»?

— Как раз про нее не могу этого сказать. Именно потому, что она первая, и был дикий мандраж. Профессионального мастерства еще никакого — откуда ж ему взяться? От зажима, непонимания, что делать, у меня тряслось все внутри, хотя никто этого не видел. Я дрожала, а не летала. А любимая роль — это в сериале «Я тебя люблю» Вячеслава Криштофовича. Очень люб-лю «Американскую дочь» Карена Шахназарова. «Приключения мага» мне нравятся — и сам сериал, и моя работа. К сожалению, почему-то совсем его не показывают. Мне нравится «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. Ну и «Дело гастронома № 1» Сергея Ашкенази — последняя работа на сегодняшний день, про трагическую историю знаменитого директора Елисеевского магазина Соколова, Маковецкий его играл: Вообще мне колоссально везло на режиссеров, партнеров. Замечательный, например, эпизод у Глеба Панфилова в фильме «Без вины виноватые». А лучше всего, когда ты, делая большую роль, проводишь с коллегами на съемочной площадке не три дня, а три-пять месяцев бок о бок — вот тогда результат доставляет истинную радость. Сейчас у нас замечательное взаимопонимание с режиссером фильма «Кто, если не я» Ольгой Ланд. Надеюсь, материал выйдет неплохой.

— Режиссеры часто видят в вас нечто нечеловеческое: то вы маг («Приключения мага»), то злодейка-вамп («Люди и тени» Всеволода Шиловского). Говорят даже, ту нелюбимую вами роль Тодоровский под вас переписал, сделав персонаж более отрицательным, чем вначале предполагал. Почему? Вы сугубо положительный человек, мама четверых детей:

— Вы еще не представляете, что сейчас Ашкенази для меня пишет! Я почитала — там вообще такая сволочь! (Смеется.) Ну бывают в кино сволочи, так хоть что-то положительное в них есть, а тут — ни одной доб-рой черты! Больше того вам скажу: у него две героини, суперположительная и суперотрицательная, он спрашивает: какую хочешь играть? Я ответила: конечно, сыграю сволочь. И он: я тоже так хочу. Понимаете, и для актера, и для режиссера это более интересно. Привлекает сыграть то, чего в нас нет.

— Совсем-совсем нет? Неужели никогда не приходилось подавлять в самой себе внутренних демонов?

— Конечно приходилось. И приходится.

— А роли помогают вывести этих демонов на чистую воду?

— Помогают не роли, а вера. Все мы грешные, и всех нас дьявол старается искусить. Чем упорнее ты стремишься очистить себя от зла, тем сильнее он тебя искушает. Эта внутренняя борьба идет каждый день, каждую минуту.

— Могли бы привести пример внутреннего искушения и победы над ним?

— Отвечу, хотя это из разряда интимных вещей. Когда ты на площадке работаешь несколько месяцев практически без выходных — а смена у режиссеров и актеров составляет 12 часов,-то усталость перерастает в раздражительность. На кого она направляется? Естественно, на тех, кто рядом. В кино поводов для раздражения меньше: там хорошие бюджеты, профессиональная команда. А на сериалах из экономии часто набирают людей случайных, а то и вовсе непрофессиональных. Например, у хорошего гримера ты садишься в кресло, закрываешь глаза на час, потом открываешь — ты накрашен. Кстати, этот первый рабочий час очень важен: ты можешь сосредоточиться на роли, да и просто еще немного отдохнуть, ведь впереди 11 часов съемок. Когда же гример тебя красит плохо, хотя за недели и месяцы съемок, наверное, уже можно было бы научиться это делать, возникает дикое раздражение. И сколько раз в такие моменты у меня рождалось желание позвонить продюсеру: слушайте, замените мне гримера! Один раз чуть было не позвонила, уже палец на кнопке был. Но я представила, что вот эту женщину переводят в ассистентки, на менее оплачиваемую работу: И поборола себя, отложила телефон. Хотя понимала, что по башке получаю сама, и никто иной: ведь это мое лицо в кадре, и на плейбэке я потом вижу, как неправильный, грубый грим просто прет с экрана. Что бы вы думали? Через два дня — кстати, в Прощеное воскресенье, перед Великим постом — она сама приняла решение уйти. Увидел человек, что у меня уже никаких сил не осталось. Вот это я называю победой над собой. Надо уметь терпеть.

— Одна из недавних ваших работ — фильм «Крыша», так точно попавший в сегодняшний страшный тренд детских самоубийств. Почему такое происходит с нашими детьми?

— Потому что поколение растет бездуховным: без книжек, сплошной компьютер, а по школам ходят какие-то непонятные люди, которые внушают детям нацистские идеи: «бей нерусских», «бей русских»: У меня впечатление, что это специально засылаемые гонцы. По школе своего старшего сына сужу… Ну и ощущение вседозволенности: «что хочу, то творю, в мире есть я, я, я, и ничего, кроме меня и моих желаний». Такой подростковый суперэгоизм как ответ на собственную подростковую же зажатость. И безумное желание побыстрее стать взрослым. А если что-то в этой жизни не устраивает — так же быстро покончить с нею. Конечно, тут виноваты прежде всего родители: нельзя терять связь со своими детьми. Слава богу, с Макаром она у меня еще не потеряна, хотя возраст сложный, переходный — 14 лет. Каждый день мы с ним разговариваем, и он от меня не закрывается, хотя не всегда это дается с первого раза. Я прошу его делиться со мной проблемами. Он отказывается, потом соглашается. Трудно, тем более когда у тебя съемки по 12 часов в день, но другого пути нет. Как у Толстого — любовь воспитывается любовью. В моей жизни нет ничего, кроме работы и детей.

— Припомните случай, когда Макар за вами пошел, вы смогли его убедить.

— Мы нашли у него в карманах легкие наркотики. Это ведь сейчас тоже ходит по школе, не говоря об улице: у наркотического спрута свои агенты, им нужно находить новых жертв, которым они сперва предлагают препараты бесплатно, а потом за деньги. Идет настоящее вытравливание народа на корню. Поговорили мы с Макаром — я и наша няня Надежда Ивановна, которая с нами уже 12 лет, она любит моих детей как своих собственных. Объяснили, что это травля самого себя и медленное самоубийство. Понял.

— Дочь Аня помогает вам в заботе о младших?

— Конечно. Она очень ответственный человек: все, о чем ни попросишь, делает безукоризненно. Но я редко прошу — Аня окончила ВГИК, работает вовсю, ей нужно строить собственную жизнь.

— А чем радуют младшие, близнецы?

— Радуют тем, что у них этот переходный период, эта гормональная ломка еще не наступили. Они молодцы — ласковые, послушные. Говоришь: ребята, хватит играть, пора заниматься. Им не хочется — какой нормальный шестилетний ребенок предпочтет игре учебу, — но в минуту оставляют игрушки и идут учить, допустим, английский.

— Слышал, как вы цитировали вашего отца: талант — это божий дар и железная задница. Как думаете, в чем вам удалось продолжить его заветы?

— Это скорее кровь, характер, генетика, чем заветы. Папа был постоянно в борьбе. Не давали же ничего ни снимать, ни печатать. Художник должен себя реализовывать, говорить правду. А тогда за правду убивали. Если не впрямую, то находили другие способы. Папа жил на нервах — кофе и сигареты, даже спал с зажатыми кулаками. Все это печально сказалось на здоровье. Может, еще и поэтому мне так понравилась моя теперешняя героиня, что борется, несмотря на опасность для жизни. Надо же что-то делать, а не сидеть сложа руки.

— Если бы отец был жив, какой из ваших фильмов вы в первую очередь захотели бы ему показать?

— Не могу ни один выделить, я бы показала все. Так у меня с мамой, которая смотрит все мои работы, плохие ли, хорошие, и сразу после премьеры мой первый звонок — ей. Или ее — мне. Она — мой первый рецензент.

— Читал, что вы не любите театр. Но ведь оттуда все вышло, не появилось бы никакого кино и ТВ, если бы не было 2,5 тысячи лет театра.

— Не то что не люблю, просто я не поклонница условного искусства, громких голосов, пафосной игры. Люблю крупный, общий, средний план. В свое время мне понравились «Служанки» Виктюка, но потом увидела несколько спектаклей, которые категорически не легли на душу.

— Как же тогда вам игралось с Маковецким, ведь он театральный актер?

— А у истинно великих театральных актеров — Чуриковой, Любшина, того же Маковецкого — нет разницы между игрой на сцене и на площадке. Вот у плохих театральных актеров весь театр в худшем смысле слова переезжает в кино, голоса, деланная интонация — чтоб было слышно с 17-го ряда. А в кино другие, внутренние средства и тихий голос. Надо играть глазами, а не руками.

— Удивил ваш рассказ про то, какой импровизационный режиссер Никита Михалков, ведь его обычно изображают диктатором, все держащим под жестким контролем. Может быть, это проявилось в работе именно с вами, потому что роль в «Утомленных солнцем-2» небольшая?

— Я тоже так думала, но оказалось, нет, не только со мной. Александр Адабашьян рассказывал, что, когда снимали «Пять вечеров» с Гурченко и Любшиным, было точно так же. Вот играют они сцену. Михалков говорит: «Людмила Марковна, Станислав Анд-реевич, мне нужна от каждого из вас только первая фраза ваших героев из всей сцены». Они начинают, проговаривают все что положено — а команды «стоп» нет. Но актер, когда команды «стоп» нет, все равно продолжает говорить текст до конца. Только уже с каким-то внутренним беспокойством, удивлением — по-другому. Но оказывается, именно это состояние и было Михалкову нужно! И уже добившись всего, чего хотел, он говорил «стоп». А со мной так: сцена просто не была написана. Буквально пара предложений в синопсисе — и все. И камеру не выключали 15 минут! Я уже не знала, что говорить, повторяться-то нельзя. Вышел какой-то спонтанный речевой поток. А когда сняли этот дубль, он говорит: теперь то же самое, только крупный план. Я взмолилась: «Помилуйте, Никита Сергеевич, я же не помню, что говорила эти 15 минут!» Он отвечает: «Ну иди посмотри плейбэк. Я хотела записать слова — он не дал: нет времени, давай играй! Взяла себя в руки, семь потов сошло, но сцена получилась.

— У кого еще хотели бы сняться?

— Не загадываю. Пусть все идет, как Богу угодно. Зачем растравлять себя грезами о будущем?

— Памятуя ваши «Приключения мага», каким магическим даром хотели бы обладать?

— Как человек верующий отвечу: никаким. Бог и так мне дал звериную интуицию, основанную, думаю, на моей генетической истории, на способностях психолога и на наблюдательности, без которых не освоишь актерскую профессию.

— Известно, что вера и суеверие несовместимы. Но вы утверждаете, что не хотели бы играть героиню, которая умирает.

— Это не суеверие, просто после «Калины красной» я не буду играть смерть в кадре.

— Вы считаете, что этот фильм Шукшина оказался пророческим и предсказал его раннюю смерть?

— Конечно, и не он один — примеров тому тьма: актер играет смерть и вскоре умирает. А у меня еще дети маленькие, их надо вырастить.

— Из тех мест на земле, которые вы видели, какое самое прекрасное?

— Первое, что пришло на ум, — Петра, древний город в скалах в Иордании. Но прекрасных мест много. Да любой выезд на природу прекрасен — не так уж важно, на далекое ли море или в подмосковный лес.

— Живете за городом?

— В Москве, иначе слишком много времени теряешь в пробках. Но иногда удается сбежать от суеты, благо есть такой дом в загородном уединении.

— Сами за рулем, как большинство ваших героинь?

— Я умею водить, но сейчас меня возят. Экономлю таким образом силы, учу в машине сценарии, завтракаю, крашусь...

Наше досье

Мария Шукшина

Родилась в семье писателя, актера и режиссера Василия Шукшина и актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной. Окончила Институт иностранных языков. Снялась в фильмах «Какая чудная игра», «Американская дочь» (1995), «Приключения мага» (2002), «Похороните меня за плинтусом», (2009), «Дело гастронома № 1 (2011) и других. Более 10 лет ведет телепроект «Жди меня».

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

Культура 00:01 / 12 Января 2024 7113
Слово чушпана

Субъективные заметки о сериале «Слово пацана»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Бандитские разборки с эффектным мордобоем и разливанным морем клюквенной крови – хорошо продающийся на кинорынке товар. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Завершившийся в канун Нового года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» до сих пор будоражит умы и вызывает дискуссии. Я не люблю смотреть сериалы в онлайн-кинотеатрах на гребне хайпа, предпочитаю...

Телезрители ждали новогоднего эфира с особым чувством

Сергей Беднов
Труд
В то, что ТВ вырежет отовсюду проштрафившегося Киркорова, мало кто верил. Но Филиппа нигде не было. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Покажут? Не покажут?» — гадали они и жали на кнопки, чтобы найти ответ на животрепещущий вопрос. Потом звонили знакомым — поделиться наблюдениями. В то, что ТВ вырежет отовсюду...

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5000
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4045
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 3990
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Он ушел из жизни в возрасте 38 лет

Фото: yanna, kino-teatr.ru

Скончался российский актер и каскадер Александр Захаренков. Об этом сообщается на сайте kino-teatr.ru. Захаренков умер 12 января, но это стало известно только сейчас. Ему было 38 лет. О причинах смерти не собщаетсмя. За свою карьеру Захаренков...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?