Кому ты нужен без сверхурочных?

Французские профсоюзы запретили работникам выходить на связь по рабочим вопросам после 18.0 – в России все наоборот

Французские работодатели теперь не смогут дозвониться своим сотрудникам после 18.00 — местные профсоюзы разработали документ, который буквально запрещает поднимать трубку сотового телефона или отвечать на рабочие электронные письма до и после официального рабочего дня. Сравнивая ситуацию с Россией, можно сказать, что мы — полный антагонист французам: контакты по делам работы хоть вечером, хоть в выходные любят и практикуют практически все без исключения руководители.

«Недавно я собрался в отпуск, а у нас вообще не очень любят отпускать людей отдыхать, и если бы не законодательство — мы вообще бы из кабинетов не выходили. Начальство настоятельно рекомендовало оставаться на связи: купить местную симку, взять с собой ноутбук... Считаю такую ситуацию ненормальной, специально не выходил на связь две недели: черт возьми, я был на другом конце Земли!» — рассказывает «Труду» начальник отдела рекламной компании Антон из Москвы.

«Труд» решил выяснить у экспертов, почему это происходит.

«Россия — не Франция: страна у нас живет в девяти часовых поясах, к тому же многие предприятия ориентированы не только на работу на российском рынке, они тесно взаимодействуют с зарубежными предприятиями. Для эффективной работы подчас действительно всегда нужно быть на связи. Сотрудники, которые хотят и могут выстраивать успешную карьеру, относятся к этим нюансам работы достаточно терпимо», — отмечает в разговоре с «Трудом» генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова.

При этом эксперт отмечает, что российские работодатели не приветствуют сверхурочную работу, ведь она по закону должна оплачиваться. А вот с ненормированным рабочим днем (который очень часто прописывают в договорах российские работодатели) вопрос остается открытым.

«Работа в условиях ненормированного рабочего дня обусловлена необходимостью, но законодательно не установлена. В плане соблюдения прав работника во избежание конфликтных ситуаций было бы правильным закрепить основания для привлечения сотрудников к работе в условиях ненормированного рабочего дня в локальных нормативных актах», — отмечает Татьяна Долякова.

Чаще всего такой ненормированный рабочий день, по словам старшего редактора сайта Rabota.ru Алексея Киндялова, встречается, например, у топ-менеджеров или IT-специалистов.

«В случае возникновения экстренной ситуации в компании руководитель должен оперативно принять решение. Если это не будет сделано, то под вопрос будет поставлена работа всего отдела или даже компании в целом. А что будет, если сисадмин не займется в нужный момент починкой рухнувшей сети? Формально — ничего, так как работник не нарушил законодательство. Однако работодатель может применить к нему десятки самых различных санкций: от недоброжелательного нахмуривания бровей до непредоставления отгула или урезания премии. Поэтому в большинстве случаев работники стараются оперативно реагировать на такие сигналы от работодателя и не выключать свои мобильные телефоны», — комментирует эксперт.

В итоге, по словам Алексея, пока одни работники отключают телефоны и прекращают прием рабочей почты, другие получают разного рода бенефиты от начальства (личное расположение, повышение по службе, увеличение заработной платы). Выходит, что система «чем больше работаешь, тем более ты успешен», абсолютно нормальна для капиталистического общества. Так что в России телефон по вечерам все-таки лучше держать около себя. С уведомлениями с рабочей почты.