Семнадцать мгновений войны

И еще несколько авангардных проектов, которые привез в Россию Питер Гринуэй

Сегодня Центральный выставочный зал «Манеж» представит широкой публике уникальный проект — «Золотой век русского авангарда». Его подготовили знаменитый британский кинорежиссер Питер Гринуэй и его жена-голландка, тоже режиссер, Саския Боддеке. Они создали грандиозную инсталляцию, в которой с помощью мультимедийных технологий «оживят» для посетителей «Манежа» несколько сотен шедевров и 12 наиболее значимых, по их мнению, персон русского авангарда.

Не обойдется на выставке, разумеется, без знаменитого «Черного квадрата» (он станет сквозной метафорой экспозиции) и его не менее знаменитого автора Казимира Малевича. Идеолог и основатель супрематизма появится в одной компании с Кандинским, Мейерхольдом, Родченко, Татлиным, Филоновым, Эйзенштейном, Маяковским и другими корифеями русского искусства начала ХХ века, включая музу пролетарского поэта Лилю Брик. Их сыграли малоизвестные актеры (такова была принципиальная концепция), отобранные Гринуэем во время прошлогоднего кастинга в России. Слегка загримированные под облик своих персонажей, актеры будут появляться на 20 огромных экранах, вести между собой жаркие дискуссии, затягивая зрителей в яркое и бурное пространство русского авангарда.

Гринуэй давно славится умением сочетать в своем разноликом творчестве достижения игрового кинематографа и живописи, документального телевизионного репортажа и анимации. Все это, помноженное на чудеса новейших экранных технологий, создает неповторимую магию его работ, которые трудно отнести к какому-то определенному жанру и виду искусства.

Лишний раз убедиться в этом довелось в кинотеатре «Иллюзион» на встрече Гринуэя со зрителями, которая предшествовала открытию выставки. Ведь помимо экспозиции в «Манеже» британский режиссер привез в Москву еще и свою новую работу для большого экрана — короткометражную ленту «Взрывы атомных бомб на планете Земля». В этом фильме использованы документальные кадры ядерных взрывов, прогремевших в разное время в разных частях света — от бомбардировки Хиросимы и Нагасаки до ядерных испытаний в пустыне Невада и на Новой Земле. Режиссер делит большой экран на 25 маленьких экранов, и на них в параллельном режиме гремят ужасающие взрывы, буйствует пламя, клубятся зловещие ядерные грибы. 17 коротких минут этого фильма становятся для зрителей поистине шоковым зрелищем, рождая страстный протест против гонки вооружений, против ядерного безумия, против самоистребления человечества. Этот эффект рождают не сами документальные кадры, достаточно известные, а то, как новаторски режиссер использует пространство экрана и новейшие мультимедийные технологии, обрушивая на зрителя мегатонны страшной, тревожащей душу правды.

«Я учился экспериментаторству у Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова, — рассказывает Питер Гринуэй. — Они внесли неоценимый вклад в советское и мировое кино. Вы, русские, не должны забывать пользоваться богатейшим наследием, которое они оставили. Но при этом вы не обязаны жить только прошлым. Не возвращайтесь в своих поисках нового в 30-е или 50-е годы прошлого века — это тупик, это путь в никуда. Этим вы только загубите все хорошее, что у вас было раньше. Нужно смелее искать и осваивать новые горизонты. Как это делал, к примеру, мой любимый режиссер Сергей Эйзенштейн, которого я сравниваю с самыми великими людьми мировой культуры — Рембрандтом и Бетховеном. Я уверен, что если бы он жил сегодня, то работал бы в 3D, в 5D, в голографическом кино, был бы ярым приверженцем «Майкрософта».

К слову, сейчас Гринуэй заканчивает новый фильм об Эйзенштейне. Он расскажет о поездке советского режиссера в Мексику. На очереди еще одна лента, посвященная автору «Броненосца «Потемкин», которую британский кинематографист планирует создать вместе с Госфильмофондом России. В эпоху, когда, по мнению Гринуэя, кинематограф умирает, уступая первенство пульту с переключателем телеканалов, самое время отдать должное пионерам десятой музы.