Неслабые истории слабого пола

В Центральном доме журналиста прошел кинофестиваль, посвященный месту женщины в современном обществе

С 8 по 15 апреля в Москве прошел кинофестиваль «8 женщин», с символическим числом фильмов (явный намек на знаменитую ленту Франсуа «Озона») и феминистской направленностью. Параллельно в Центральном доме журналиста прошла международная конференция «Гендерные сюжеты в культуре и СМИ на постсоветском пространстве», где обсуждались проблемы женщин в различных уголках планеты и разных сферах деятельности.

Женская эмансипация давно позади – но это если верить закону. Жизненные ситуации подчас ни под один закон не попадают – настолько они сложны и противоречивы. Мир женщины в фестивальных лентах претерпевает различные изменения. Корреспонденту «Труда» удалось посетить фильмы, представленные в программе фестиваля, и пообщаться с некоторыми режиссерами и участниками конференции.

По словам программного директора кинофестиваля «8 женщин» Алены Сычевой, «первоначально основное внимание при отборе уделялось фильмам, посвященным женщинам, их судьбам, переживаниям, характерам. Но в дальнейшем такое тематическое ограничение показалось искусственным и несправедливым: включение в конкурс лент, рассказывающих также о мужчинах, представилось принципиально важным». И верно – разнообразие взгляда на место женщины в современном обществе придает картинам, представленным на фестивале, свойства панорамы.

Одна из ключевых тем, затронутых в отечественных и зарубежных фильмах, – место женщины в современном меняющемся мире. Это и документальные рассказы о выживании в непростых условиях «Будни простой хуторянки» (реж. Екатерина Дорофеева), «Замужем за палестинцем» (реж. Елена Мещерякова), и картины о проблемах в личной жизни – «Надежда. Вокруг да около» (реж. Марина Чувайлова), «Самовыдвиженка» (реж. Юлия Кисилева) – в частности о том, как тяжело уживаются карьера и любовь. В программе были и ленты, представляющие «женский» взгляд на мужчин – «Возвращение Эркина» (реж. Мария Гуськова) и «Доктор» (реж. Анна Героян). Это фильмы о сильных людях, попадающих в суровые ситуации. Действие «Доктора» разворачивается во время первой чеченской войны, а «Возвращение Эркина» – реалистичный рассказ о бывшем заключенном, который пытается научиться жить на свободе.

Отдельно стоит выделить анимационные фильмы. За обманчиво-простой канвой сюжета прячется гора неоднозначных трактовок. Это и ироничный рассказ о борьбе привычек с новизной («Борода» Софико Бадаловой), и печальные повести о жизни немолодых женщин («Праздник» Нины Бисяриной)... Милая картина «Морошка» (реж. Полина Минченок) повествует о дружбе девочки и волка. Несмотря на маленький хронометраж, анимационные фильмы сделаны с душой, и, самое главное – со свойственным женщинам острым сочувствием эмоциональным разнообразием.

Не менее важная тема в контексте не только фестивального кино, но и современного общественного и политического развития в целом – незаконная миграция. Фильмы, в которых поднимается эта проблема на постсоветском пространстве – картины «Побег из Москвабада» и «Норвег». Ленты совершенно разные, выдержанные в абсолютно непохожих ключах. «Норвег» – ироничная, немного примитивная трагикомедия Алены Званцовой, дающая зарисовку разрушения стереотипов, касающихся народов Средней Азии и России. По сюжету, главный герой знакомится в интернете с норвежкой Брунхильд (вероятно, названной так в честь героини «Саги о Нибелунгах») и загорается идеей переехать в ее страну, параллельно разруливая сложности бизнеса, связанного с использованием труда женщин-гастарбайтеров. Но мир Брунхильд – другой. Такие, как она, воспринимают русский народ как типичных героев романов Достоевского, топящих свою рефлексию в пьянстве и азартных играх. В фильме затронута проблема «побега» в другую страну: за работой, за лучшей жизнью. Настоящим украшением фильма являются блестящие актерские работы Евгения Миронова, Ксении Рапопорт и Дмитрия Марьянова.

Совершенно в другом ключе выдержана картина «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой. Это не ироничный рассказ об ответственности «за тех, кого приручили», а остросюжетная драма об охоте на нелегальных мигрантов. Главные герои, инспектор ФМС Мария Ласточкина и таджик Хасан, по-своему одиноки в огромной Москве. Она – провинциалка, решившая посвятить себя «благому делу», он – предавший своих соотечественников осведомитель. В сюжете умело переплетаются психологическая драма, замешанная на противоречиях героев, вынужденных работать вместе, и политический триллер, пропитанный интригами финансовых воротил и столкновениями на национальной почве.

«8 женщин» включили также фильмы, посвященные вечному конфликту «отцов и детей», а точнее, в контексте кинофестиваля – отношениям матери и дочери. Лента «Бумеранг» с хронометражем всего 16 минут рассказывает о бесконечном, как лист Мебиуса, недопонимании между матерью и дочерью. Отсутствие доверия между самыми близкими людьми возвращают все их, казалось бы, решившиеся проблемы бумерангом. Психологическая короткометражная драма «Кира» Владлены Санду затрагивает не только тему взаимоотношений родных людей, но и «возвращения к корням» после преодоления последствий роковой ошибки.

Хотелось бы также отдельно отметить фильм «Училка» Алексея Петрухина, в котором главную роль мастерски исполнила Ирина Купченко. Тема конфликта поколений в контексте столкновения учителя и учеников достаточно популярна. Здесь конфликт перерастает из скрытого напряжения в открытое, практически вооруженное противостояние.

Еще одна важная тема затронута в игровом фильме Эллы Архангельской «Клетка» – отношения между мужчиной и женщиной. «Они вечны, они будут всегда. И когда бы вы ни встретились, важно понять, тот ли это человек, которому хочется отдать свою судьбу. Мои герои постоянно копаются в себе, пытаясь доказать, что они достойны жить, существовать и любить», – поделилась Арахангельская. Для режиссера данная проблема – ключевая. За плечами Архангельской – картины «Я молиться буду, чтобы ты пришла» (2007) и «Мегаполис» (2007), повествующие о сложных отношениях мужчин и женщин, о противоречиях, которые трудно сгладить даже самыми сильными чувствами.

Важный вопрос, затронутый самим фактом подобного кинофестиваля – что такое феномен «женского кино»? И существует ли подобное кино вообще? Есть ли у него какие-то определенные признаки – или это всего лишь выдумка? Режиссер представленного в конкурсной программе фильма «Церемония» (о сибирском крематории) Елена Ласкари отвечает на этот вопрос так: «Есть темы, за которые женщинам-режиссерам лучше не браться, есть женское кино, где женщина может рассказать историю лучше, чем мужчина, поскольку она задаст те вопросы, о которых ни один мужчина не подозревает». Фильм Ласкари уже победил на 25-м международном кинофестивале «Послание к человеку» в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм».

Но, судя по картинам, представленным на кинофестивале, «женского» и «мужского» кино все-таки нет, есть кино хорошее и плохое. И чтобы отделить зерна от плевел, стоит смотреть разные фильмы.

Фестиваль «8 женщин» не просто дал возможность продемонстрировать различные видения острых тем, связанных с местом женщины в мире: он толкает на размышления о способах борьбы с трудностями, которые преследуют женщин. Как знать, возможно, хотя бы некоторые из этих картин побудят и к конкретной деятельности в области прав женщин. Ведь ничто не может столь открыто, честно и эмоционально поведать о наболевшем, как искусство.