Кино с бородой

Наш кинопрокат уверенно заполняется позавчерашними фильмами

«Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Бумер» и «Бумер 2» Петра Буслова, «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе и десятки других лент, хорошо знакомых нашим зрителям, вышли в эти дни в повторный прокат.

Возвращение старых фильмов на большие экраны практиковалось и раньше с вполне практическими целями. Такая практика, например, помогала поднять интерес к франшизе перед выходом ее очередного фильма. Скажем, к премьере нового эпизода «Звездных войн» в 1997 году кинотеатры вновь выпустили все части оригинальной трилогии. Иногда любимую публикой ленту возвращали в кинозалы к ее юбилею, как случилось с картиной Ридли Скотта «Чужой» к ее 40-летию в 2019-м: 127 кинотеатров показали отреставрированную версию. Случалось и второе открытие фильма – так, возвращение в 1976 году провалившегося в первом прокате мюзикла «Шоу ужасов Рокки Хоррора» принесло ленте небывалый успех.

– Раньше производительность в киноиндустрии была не такой высокой, как сейчас. Чтобы заполнить кинотеатры, нужно было заново показывать многие фильмы, – объясняет киновед Марк Лиманский. – Но в наш век кинопроизводство выросло, и такие повторы перестали быть необходимостью.

Да и посмотреть старый добрый фильм на большом экране – отдельное удовольствие. Благодаря оцифровке плёночных копий это кино выходило с отреставрированным изображением, качественным звуком, а то и в режиссерской версии с восстановленными эпизодами.

Сейчас же, на фоне ухода с российского рынка многих иностранных дистрибьюторов, повторный прокат принял на себя небывалую прежде функцию – обеспечить главный доход кинотеатров, стать «прокатом для проката». Ведь 75% кинотеатральных сборов прежде составляли голливудские фильмы. Именно для заполнения образовавшегося вакуума прокатчики выпускают, наряду с российскими премьерами, советскую и зарубежную классику: «Всё везде и сразу», «Волк», «Брат» и «Брат 2», «Жмурки», «Салют-7», «Бумер», мультфильмы. Реставрацию прошли фильмы Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Карена Шахназарова.

Пытаются реанимировать и классику Болливуда, южнокорейские и латиноамериканские фильмы. Возможно, надежды на южнокорейский кинематограф и оправдаются, если припомнить успех тех же «Паразитов» или «Игры в кальмара». С Болливудом сложнее – для молодой аудитории это слишком пряное блюдо. «В наш прокат выходили южнокорейские и китайские фильмы, но я не помню, чтобы они приносили серьезную кассу. У нас нет культуры просмотра азиатского кино», – делится известный кинообозреватель Леонид Павлючик.

Если вернуться в российский киномир, то здесь у прокатчиков расчет на самые кассовые фильмы последних лет: «Движение вверх», «Холоп», «Батя». Однако едва ли наш зритель успел соскучиться по этим картинам. Да и не культовые это ленты.

«Я бы не обольщался насчет того, что повторный прокат фильмов спасет, – заключает Леонид Павлючик. – Даже «Брат» (обе части) в повторном прокате собрал порядка 45 миллионов рублей. Это крохи. В ближайшее время, если ситуация не изменится, я ожидаю массовое закрытие кинотеатров. И оно уже происходит...»

Выход? Сосредоточиться не на повторении известного, а на производстве нового. Правительство России объявило о выделении 11,5 млрд рублей на производство фильмов в 2022 году. Вот только что мешало озаботиться проблемой раньше, до нынешней экстремальной ситуации, переживаемой страной? А учитывая среднюю стоимость одной киноленты, это 50 картин – одна десятая от того, что нужно кинопрокату. Стало быть, никуда не деться от «Веселых ребят», «Неуловимых мстителей» и прочего кино с большой бородой.