ПОБЕЖАЛ НЕ В ТУ СТОРОНУ

То, что на памятной медали, посвященной возведению в 1961 году Берлинской стены, решили

То, что на памятной медали, посвященной возведению в 1961 году Берлинской стены, решили изобразить именно Бранденбургские ворота, очень логично и символично.
Долгие послевоенные годы этот монумент, оказавшийся очень кстати на границе между восточным и западным Берлином, был плотно закрыт на тяжелые политические засовы, да и охранялся, кроме солдат "национальной народной армии" и погранвойск ГДР, стеной с колючей проволокой, хитроумными самострельными приспособлениями, минными полями.
Величественное сооружение в 62,5 метра высотой вместе с колесницей в 26 метров, с шестью могучими 14-метровыми колоннами по фасаду полстолетия служило впечатляющим символом разделенной Германии. В августе 1961 года ворота были закрыты окончательно, мне по случаю довелось видеть тогда, как под ними почти ствол в ствол стояли советские и американские танки.
Граница между двумя Германиями стала на годы непроходимой. Фортуна редко улыбалась кому-то из таких смельчаков, как пограничник, который бросил автомат и перемахнул с востока на запад в ФРГ. Говорят, что побег был тщательно подготовлен западными спецслужбами, солдат получил три тысячи марок от издательства Шпрингера, которое заработало потом куда большие деньги на ставшем всемирно известном снимке беглеца из социалистической неволи в капиталистическую свободу. Этот эпизод бегства пограничника бывшей ГДР на фоне Бранденбургских ворот отчеканили на памятной медали. Произошла, однако, принципиальная промашка. На медали получилось, что солдат сиганул не с востока на запад, а с запада на восток. Это нетрудно установить, поскольку обращенная строго на восток квадрига и беглец смотрят в одну сторону. В ошибке, возможно, кто-то углядит символику, если принять во внимание, что очень многие в новых землях хотели бы перепрыгнуть в свое прошлое, когда не существовало безработицы, но были широкие социальные льготы, включая бесплатные медицину, здравоохранение, низкие квартплаты, дешевое и достаточного ассортимента продовольствие. Правда, нельзя было обзавестись, скажем, БМВ, "Мерседесом" или отправиться отдохнуть на Канарские острова. Но многим ли в бывшей ГДР с двадцатью процентной безработицей, дорогим жильем и все еще более низкими зарплатами и пенсиями, чем в западных районах страны, ныне доступны эти блага западной свободы?