Главная Культура 00:06 15 Мая 2020 1296
Екатерина Крысанова: Если карантин продлится, это принесет труппе Большого творческие потери

Прима Большого театра – о потерях и надеждах карантинного времени

Екатерина Беляева, Сергей Бирюков
Фото Батыра Аннадурдыева

К балетным людям карантин особенно жесток. Если драматические артисты нашли себя в интернет-читке литературных произведений, а пианист может дать концерт и из дома, то «Жизель» в квартире или на даче не станцуешь. А представьте себе: дошел спектакль до премьеры — и двери театра захлопнулись. Когда откроются вновь и сколько придется восстанавливать то, что месяцами упорного труда выстраивалось на репетициях? Эти и многие другие вопросы мы задали приме Большого театра Екатерине Крысановой — балерине, на которой держится значительная часть репертуара прославленной труппы.

— Екатерина, среди прочих отмен этой поры — и майский фестиваль «Бенуа де ля данс», где вы были номинантом за главную роль в новой редакции «Жизели», поставленной Алексеем Ратманским. Что же, это ваше достижение теперь «сгорело»? Ведь на будущий год у главной балетной премии мира, наверное, будут новые номинанты?

— Конечно будут, но и наше выдвижение, надеюсь, сохранит силу.

— Каково вам вдали от театра? Это шок?

— Не столько шок, сколько медленное угасание надежды. Сперва отменили акции с количеством людей больше тысячи. Потом — больше пятидесяти. Потом — оставили только классы. Потом — распустили по домам.

— Но пианисты или скрипачи говорят, что им все равно, где заниматься. У вас ведь тоже дома есть балетный станок?

— Есть и станок, и кусочек балетного линолеума, где я занимаюсь не меньше двух часов в день, но этого недостаточно для поддержания формы. Если карантин продлится несколько месяцев, это принесет труппе и каждому ее участнику огромные творческие потери.

— Наверное, в мире есть методики, как поступать в подобных условиях?

— Мне такие неизвестны. Да мир и не попадал в такие ситуации.

— Говорят, Королевский балет в Лондоне организовал для своих артистов интернет-занятия.

— Нам тоже организовали по «Зуму» занятия с педагогами-репетиторами. Но у каждого свой режим. Я в этом смысле более свободна и даже, поскольку переехала в загородный дом, могу себе позволить маленькие велосипедные прогулки. А у кого-то дети, и они учатся, и за их учебой надо следить, это требует внимания и времени.

— Ограничиваете себя в еде? Энергии ведь тратите меньше.

— Я не схожу с ума, считая каждую калорию, но стараюсь поменьше употреблять мучного. Это не значит, что при случае не позволю себе кусочек торта, но точно не после восьми — девяти вечера. В этом вопросе, как и во всем остальном, важна самодисциплина.

— Всего важнее она в работе. Вы ведь были на подходе к двум премьерам...

— Да, готовилась программа из трех одноактных балетов — «Времена года» Артемия Белякова, Made in Bolshoi Антона Пимонова и «Танцемания» Вячеслава Самодурова. Две первые вещи были доведены до генеральной репетиции и сняты на видео. В нашей, «Танцемании», предполагались адажио трех участвующих пар и небольшие вариации в коде. Слава успел сделать основные сольные куски, оставалось поставить общие фрагменты и коду. Но ему как лидеру труппы театра «Урал Опера Балет» пришлось вернуться в Екатеринбург к своим, как я говорю, балетным детям, чтобы вместе понять, как быть в новой ситуации. И вновь прилететь в Москву он не смог.

— У вас также начиналась работа над «Мастером и Маргаритой», который взялся ставить в Большом выдающийся европейский балетмейстер Эдвард Клюг.

— За три недели мы провели дюжину репетиций. Много искали, пробовали. Потом и Эдварду пришлось уехать. Очень надеюсь, что тоже не навсегда.

— В вашей Маргарите больше демонизма или святости?

— Трудно сказать, слишком маленькие кусочки, причем из разных частей сюжета, мы успели сделать. И к репетициям еще не подключился Семен Чудин, у которого шел заключительный этап восстановления после травмы, мы пока репетировали только с Владиславом Лантратовым. Но мне кажется, в образе есть обе названные вами черты.

— Можно считать главной вашей работой сезона «Жизель» в реконструкции Алексея Ратманского?

— Безусловно, она дорога мне, но надо понимать, что при всех нюансах в основе та же классическая хореография, что и в привычной нам редакции Юрия Николаевича Григоровича. Вот когда мы два года назад делали с Алексеем «Ромео и Джульетту», это был принципиально новый спектакль. Тут другое важно — я получила возможность снова поработать с хореографом, с которым готова делать любой проект, настолько ценю его как профессионала и человека. Искусство Алексея современно, притом это, конечно, классика, но с усиленными элементами — все наклоны, оттяжки, пробеги мощнее, чем было принято раньше. Самое же главное — его танец теснейшим образом связан с музыкой, это не тот случай, когда можно механически считать «раз-два-три-четыре»: надо очень точно реагировать на синкопы, чувствовать их энергию.

— Сохранится ли в репертуаре версия Григоровича?

— Вот этого не знаю. Тот спектакль тоже очень люблю, именно в нем произошел мой первый выход в роли Жизели. Долго не могла найти ключ к образу влюбленной девочки, какой она предстает в первом действии, хотя смотрела много записей, читала, размышляла, мучилась. А на спектакле вдруг все сложилось — в огромной степени благодаря партнеру Дмитрию Гуданову. Дело даже не в технике, а в настроении, в самих глазах Дмитрия... Вообще, считаю, такой мощный коллектив, как Большой театр, мог бы позволить себе максимальное разнообразие репертуара, включая и различные варианты одного произведения. Например, я была бы не против попробовать, наряду с привычной, какую-нибудь новую редакцию «Лебединого озера», оставив первую на Исторической сцене, а второй отдав Новую. И вообще Большой, имея артистов такого потрясающего уровня и индивидуальности, должен делать ставку на авторские спектакли, сочиненные именно для нашей труппы.

— Как вы встретились с Владиславом Лантратовым после его излечения от травмы, полученной на премьере «Зимней сказки» год назад?

— Прекрасно встретились. 7 января, когда мы впервые после случившегося вместе вышли в «Щелкунчике», стало его вторым балетным днем рождения. Всеми силами тогда хотела его поддержать. Это ведь очень сложный момент — после травмы ты понимаешь, что никогда уже не будешь танцевать так, как прежде. Не в том смысле, что непременно хуже — наоборот, восстановление даже может открыть в тебе новые возможности, но память о том, какой ценой это далось, тоже останется с тобой. Я очень рада за Владислава, каждый день после возвращения на сцену он совершал подъем на еще одну ступеньку к новому уровню своего мастерства. И продолжает совершать.

— Наверное, и ваше «Укрощение строптивой» после этого «зазвучало» новыми эмоциями?

— Об этом лучше спросить зрителей. Мы же просто очень соскучились друг по другу, по этому спектаклю — что, возможно, придало нашему танцу особую эмоциональность. Вообще это громадное счастье, когда в репертуаре живет спектакль, созданный именно на тебя, хотя в нем уже успели принять участие и другие балерины, но это не повод для ревности — напротив, еще одно доказательство его жизненной силы.

В роли Катарины из балета «Укрощение строптивой»

— Вы станцевали почти весь репертуар Большого. Что еще не освоено?

— Очень хотела бы станцевать «Анну Каренину» Джона Ноймайера. Это крупнейший современный балетмейстер, участвовать в спектаклях которого мечтают многие балерины.

— Иные поклонники классики считают современную хореографию слишком грубой и натуралистичной для театра академической направленности. Можно ли себе представить в его афише, допустим, балеты Пины Бауш или Анжлена Прельжокажа?

— Очень бы хотела станцевать «Ромео и Джульетту» Прельжокажа, этот спектакль в свое время произвел на меня огромное впечатление. Но хочу вам сказать, что балерине одновременно работать в разных стилях тяжело. Вот сейчас мы репетировали с Клюгом, параллельно я танцевала «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетту» в классической версии, «Коппелию», «Жизель» — все это на протяжении каких-нибудь трех недель. И я просила Клюга, чтобы за день, допустим, до «Лебединого» мы не так интенсивно отрабатывали все эти глубокие плие или движения на коленях, чтобы ноги мои отдохнули. В традиционной классике балерина должна быть постоянно готова к полету — а то, что принято называть современной классикой, гораздо больше прижато к полу, там чем явственнее ты ощущаешь собственный вес и чем более расслаблено твое тело, тем оно пластичнее. И мышцы там так накачиваются, что потом с этими бицепсами ты в Одетте-Одиллии будешь смотреться грубо. Ну и главное — классический стиль требует от тела постоянного нахождения в тонусе. Такое возможно только до определенного возраста. Поэтому я — конечно, за современную хореографию, но в дозированном количестве. Успею ее станцевать и попозже.

— А если оценить репертуар Большого в сравнении, скажем, с Парижской оперой или Королевской?

— Сравнивать трудно, поскольку у них другой принцип — они не выдают, как мы, весь свой репертуар в течение сезона, а играют ограниченный набор спектаклей большими блоками. Другое дело — мы можем сказать, что вот, допустим, в Королевском балете много прекрасных спектаклей Аштона, Макгрегора, Уилдона и других англичан, большинства из которых у нас нет. Но они очень оберегают хореографию того же Аштона, боятся отдавать ее в чужие руки. Хотя его «Тщетная предосторожность» великолепно шла и у нас. Уж не говорю о том, что мы богаты своими собственными шедеврами, которые мечтал бы заполучить любой мировой театр.

— Но почему-то не все из них бережем. Ушли из афиши, например, «Утраченные иллюзии»...

— Потрясающий спектакль, я его очень любила. И «Ундина» не идет, и «Русские сезоны», хотя в репертуаре числятся. Если вам скажут, что идут, не верьте. Большой вообще редко возвращается к тому, что почему-то ушло из репертуара.

— А есть спектакли, которые уже перестали быть вам интересными? Тот же «Щелкунчик», от которого артисты в новогоднюю пору, говорят, стонут...

— Я никогда не стону. Вот кордебалету тяжело отработать 20 представлений, а солистам достается только по два спектакля. Я другое заметила: мне стали менее интересны спектакли без сюжета. Хотя, конечно, «Драгоценности» по-прежнему люблю, Баланчин есть Баланчин. Но если необходимо сделать выбор, предпочту человеческую историю.

— Вы много лет работаете с балетмейстером-репетитором Светланой Адырхаевой. Неужели и приме нужен постоянный наставник?

— У нас такая профессия — ты всю жизнь ученик. Пока умеешь слушать замечания и готов признать, что да, сегодня был неудачный спектакль и можно было сделать гораздо лучше — ты способен расти. Как только ты теряешь эту способность и начинаешь считать себя совершенством, это дорога вниз. Мне безумно повезло, что есть у меня Светлана Дзантемировна. У которой за все эти годы не замылился глаз на меня, наоборот, на каждой репетиции она делает множество замечаний и пожеланий, это дает мне столько нового! А как богата ее собственная биография — ведь это с ней Юрий Николаевич делал образы Эгины, Мехмене Бану. Она — хранительница изначального хореографического текста, из которого у других исполнительниц, может быть, ушли важные нюансы. Мы с ней пытаемся сохранить их. Ведь, может, и я сама когда-нибудь, как она со мной, буду готовить эти роли со своими будущими ученицами.

— Балетные эксперты замечают, что у вас особые отношения с партнерами — Владиславом Лантратовым, Артемом Овчаренко, Иваном Васильевым, Игорем Цвирко... Это всегда ансамбль равноправных, а не то, что часто наблюдаешь в традиционном балете, где танцовщик — в основном подставка для поддержек.

— Я очень дорожу своими партнерами и рада, что зритель это видит. Может, дело еще в том, что я по природе довольно легкий человек, не нервничаю, не психую. Могу и поплакать, если что-то не получается, но никогда не переложу вину на того, с кем работаю. Горжусь, что еще застала потрясающее поколение танцовщиков — Колю Цискаридзе, Андрея Уварова, Сережу Филина, Костю Иванова, Володю Непорожнего, Диму Белоголовцева, того же Диму Гуданова — со всеми ними успела поработать на сцене. И сейчас, как вы верно заметили, имею возможность танцевать с замечательными партнерами. Махар Хасанович (Махар Вазиев — художественный руководитель балета Большого театра. — «Труд») слегка удивляется, когда я спрашиваю, с кем у меня будет, допустим, «Баядерка»: «Почему тебя это интересует?» А для меня это важно. Не скрою — в каждом балете у меня есть партнер-любимчик, для которого наш ансамбль именно в этом спектакле наиболее органичен. А как иначе можно создать на сцене историю мужчины и женщины — то, про что в общем-то мы все и танцуем?

— Балерина в XXI веке стала немножко другой, не такой, как в ХХ? Помните, Майя Плисецкая в свои последние годы говорила, что ее восхищают выдающиеся спортсменки, например Елена Исинбаева, что балет многому мог бы поучиться у спорта.

— Может быть, тогда это в самом деле было актуально. Но сейчас мне кажется, что балет, наоборот, теряет, приближаясь к спорту, отрицая хрупкость и трогательность, которые всегда составляли суть обаяния женщины. Да, ориентиры в искусстве и жизни поменялись. Молодые балерины стали физически сильнее, для многих из них главное — задрать ногу повыше, накрутить пируэтов побольше. И совмещать классику с современной хореографией для них не проблема. Репертуар стал огромным — у балерин ХХ века такого не было. Но не теряется ли за этим обилием ощущение уникальности спектакля, его таинства, магии? Светлана Дзантемировна рассказывала мне, что только первый акт «Спартака» Юрий Николаевич делал почти год — по вечерам, после представлений текущего репертуара. Это было по-настоящему выстрадано. А сейчас некоторые балетмейстеры «рожают» за три недели. А то и еще сперва придумывают танец и только потом на него накладывают музыку. Для меня это вообще нонсенс, танец должен исходить из музыки, а не наоборот. Или что получается — все равно, какую фонограмму подложить: Баха, Рахманинова, Пугачеву, Алсу?..

— А вы могли бы станцевать на ту же Пугачеву или, допустим, модную сейчас группу «I.O.W.A.»?

— Насчет «I.O.W.A.» не уверена, я не знаток модной музыки, предпочитаю классику. Но Аллу Борисовну считаю колоссальной личностью, и если хореограф найдет для ее песен яркое пластическое решение и органичную танцевальную историю, то почему нет?

— Если не современной музыке, то чему вы, пользуясь внезапно появившимся досугом, радуетесь сегодня в интернете? Наверное, как многие, — хлынувшему потоку трансляций из мировых театров, музеев, концертных залов?

— Я и вне карантина вижу столько спектаклей, что сейчас предпочитаю заниматься чем-то другим.

— Например?

— Да самыми обычными вещами, доставляющими радость. Общением с родителями. Завтраком без привычной спешки. Еще — можно книжечку спокойно почитать, кино посмотреть. Повышивать, картину порисовать — мне давно хотелось заняться живописью, но возможности не было.

— Ого, и что рисуете?

— Ну, я только начала, пока это скорее раскрашивание картинки, передо мной сейчас изображение Тауэрского моста в Лондоне. Но работаю всерьез, маслом.

— Говорят, вы страстная автомобилистка.

— Не то чтобы страстная, но когда несколько лет назад села за руль, то с восхищением оценила это изобретение, позволяющее тебе быстро добраться, куда нужно, а твоим ногам за это время отдохнуть. И еще машина необходима для поездок в Крым, который очень люблю и уже много лет не представляю себе летний отдых в каком-либо другом месте.

— Тогда вам просто прописано создать на балетной сцене образ Лили Брик — потрясающей женщины и одной из первых русских автомобилисток.

— В эту сторону пока не думала, но спасибо за интересную идею.

— А каким одним словом вы бы определили свой характер?

— Одним бы не взялась.

— Но знаете что говорили о вашей новой Жизели? Что она у вас из привычной кисейной барышни стала немножко хулиганкой.

— Ну, этого же попросил хореограф. Хотя... хорошо скрываемое хулиганство — это, пожалуй, про меня.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:08 / 17 Сентября 2021 20626
Певцов и бесовщина

Известный актер тоскует по цензуре

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Дмитрий Анатольевич считает, что искусство нужно цензурировать. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере...

«Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет», - сообщила оперная певица Анна Нетребко

Труд
Фото: via www.imago-images.de, globallookpress.com

Элла Памфилова, глава ЦИК - Не поддавайтесь ни на какие провокации, на давление тех или иных недобросовестных чиновников, которые захотят вам выкрутить руки! Александр Лукашенко, президент Белоруссии - Меня очень интересует и волнует проблема...

И что общего у Павла I с бурсаками и композитором Шостаковичем?

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Московский стадион «Динамо». Фото из открытых источников.

В конце сентября 1893 года в газете «Петербургский листок» появилась крошечная заметка, на которую мало кто обратил внимание. А ведь речь шла о первом в России публичном показательном футбольном матче....

Чиновники от культуры, по сути, проигнорировали поручение президента Путина

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: из открытых источников

Скоро будет год, как Владимир Путин поддержал идею создания на Охтинском мысе археологического музея-заповедника. В поручении президента предписывалось Министерству культуры совместно с правительством Санкт-Петербурга и руководством...

Ведущий шоу реалити «Охотники» на телеканале «ЧЕ!» рассказал «Труду», какие аферы возмущают его больше всего

Анна Чепурнова
Труд
«Охотники» работают дружной командой, где один за всех и все за одного. Владимир Сорков – справа. Фото из личного альбома телеведущего

Вряд ли есть среди нас счастливчики, на кошельки которых ни разу не покушались разного рода аферисты. Звонки со словами «ваша карта заблокирована», предложения взять «супервыгодный» кредит от сомнительных...

Известный режиссер снял политически острый и едва ли не лучший свой фильм

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм остался в Каннах без приза, но это не отменяет его достоинств, на первый взгляд, не очень броских. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит новый фильм Алексея Германа-младшего, снятый прошлой осенью, в разгар пандемии. Тогда из-за наглухо закрытых границ остановились съемки его международного высокобюджетного проекта «Воздух» о летчиках...

Тысяча лет нашей общей истории – в Музеях Московского Кремля

Елена Широян
Труд
Грамота французского короля Филиппа I с подписью его матери, королевы Анны. Фото: kreml.ru

До самого Рождества продлится выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» в Музеях Московского Кремля. В перекрестный Год межрегионального сотрудничества мы получили редкий шанс увидеть в одном...

Чудесный скальный пейзажный парк «Монрепо» в Выборге меняется на глазах - и, увы, не всегда в лучшую сторону

Андрей Князев, Выборг - Москва
Труд
Уникальному наследию позволили обветшать, а деньги сожрала коррупция. Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

В ленинградский Выборг, что на самой границе с Финляндией, я почти 20 лет приезжаю во время кинофестиваля «Окно в Европу». И каждый раз вместе с туристами непременно иду в «Монрепо»....

Культура 00:55 / 01 Октября 2021 10911
Они еще и пишут

Результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!»

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: © hkp, globallookpress.com

Объявлены результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!», в котором приняли участие более 12,5 тысячи российских школьников. Среди призов победителям — сертификат на обучение в писательской студии,...

Знаменитому композитору теперь гораздо интереснее музыкальный театр, чем музыкальное кино, которого у нас, считает он, попросту больше нет

Александр Славуцкий
Труд
Максим Исаакович готовит новые мюзиклы для Театра Армии и Московской оперетты. И это только ближайшие планы. Фото из личного альбома

Сегодня в Новосибирске стартует фестиваль «Музыкальное сердце театра», уникальный тем, что в России нет другого общенационального смотра, посвященного современным музыкально-театральным жанрам: мюзиклам, музыкальным комедиям,...

Культура 20:01 / 25 Сентября 2021 10736
Герой нашего времени

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров станет главным героем сериала

Труд
Фото: lukomore.org, globallookpress.com

Компания «Нон-Стоп Продакшн» совместно с мультимедийным сервисом Okko намерена снять сериал, главным героем которого станет основатель «ВКонтакте» и Telegram. В качестве одного из продюсеров выступит...

Культура 00:25 / 17 Сентября 2021 10695
Кувшин вам не горшок!

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Даже при столь очевидном перевоплощении светлогорская администрация поначалу постаралась изобразить восторг

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры. К счастью, есть и примеры вдумчивого отношения к старине. Светлогорск — бывший прусский Раушен. До 1945...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Jake Warga,globallookpress.com

Понимаю, что вам трудно представить такую идиллическую картину в сегодняшнем мире: вечером при выключенных телевизоре и компьютере дети собираются под лампой, и отец семейства читает им вслух. Неправдоподобно, не правда ли?...

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном...

Народный артист РСФСР полагается на бога и департамент культуры Москвы

Труд
Александр Ширвиндт. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Владимир Путин, президент РФ — За минувшие годы мы заметно продвинулись в разработке уникальных технологий ядерной космической энергетики. По оценке специалистов, Россия в этой сфере опережает всех наших...

Культура 00:18 / 17 Сентября 2021 8547
Вертинский в гриме и без

Новый сериал у обозревателя «Труда» вызвал больше вопросов, чем восторгов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Пиаровский вон вокруг премьеры оказался несоразмерен творческому результату. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На интернет-платформе KION с 13 сентября стали доступны первые эпизоды сериала «Вертинский» в постановке Авдотьи Смирновой. А днями ранее в кинотеатре «Художественный» состоялась громкая...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?