МЕГАПОЛИС И ОСТАЛЬНАЯ РОССИЯ

С наступлением лета 9-миллионная Москва увеличивается на 3-4 миллиона человек, едущих в город за лучшей долей. Но в этом году впервые за последние десять лет приток приезжих работников сократился до 2,4 миллиона. Один из обнадеживающих выводов, который сделали ученые Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН, - поток ищущих лучшей жизни в столицах сокращается потому, в частности, что в направлении курса, выбранного Москвой и Санкт-Петербургом, развиваются и другие регионы, даже те их уголки, которые пренебрежительно нарекли "урюпинском". Кстати, последние результаты исследований социологов обещают удивить общественное мнение - они опровергают некоторые мифы об отношениях двух столиц и провинциалов.

"ПОНАЕХАЛИ ТУТ!"
- Динамичные миграционные потоки характерны для провинций ничуть не в меньшей степени, чем для двух столиц, - говорит Наталья Тихонова, заместитель директора ИКСИ РАН, - что опровергает попутно расхожее мнение о якобы жесткой привязанности россиян к месту своего постоянного проживания, что тормозит развитие рынка труда.
Основная причина оживленной миграции - поиск хорошей работы. Верхнюю строчку городов, которым отдается предпочтение в поисках приличного заработка, действительно занимают две столицы. На долю столиц приходится до 31,4 процента мигрирующих, остальные проценты поделили между собой Нижний Новгород, Тюмень и другие нефтяные города, Казань, Красноярск с Норильском, Хабаровск, несколько городов Краснодарского края и Свердловской области, включая сам Екатеринбург. За последние 10 лет примерно 15,6 процента жителей регионов приехали на новое место жительства.
Непривычно активны россияне и в плане временных передвижений по стране (поиск сезонной, "транзитной" и вахтовой работы). Больше 50 процентов столичных жителей и около 65 процентов провинциалов за последние три года выезжали в другие города страны. Активность в этой области охватывает до 70 процентов трудоспособного населения до 50 лет.
- Такая высокая степень внутренней миграции, - говорит Наталья Тихонова, - позволяет говорить о том, что рынок труда развивается достаточно динамично, а в стране сохраняется и развивается реальная, а не мнимая социальная общность.
БОГАТЫЕ "БУРАТИНО" И БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ
Результаты исследований подтвердили, что вот это не миф: Москва не любит бедных. И тут же это как бы опровергли - бедных в столице много. В целом доля необеспеченных в двух мегаполисах несколько ниже, чем в других городах. Но и в столицах, и в регионах примерно одинаковое число людей (от 56 до 60 процентов), имеющих примерно одинаковый - невысокий - уровень жизни. Отсюда ученые делают вывод о том, что наиболее богатые слои мегаполисов живут лучше, чем их "коллеги" в провинциях, но во всех типах поселений они составляют несущественное меньшинство. Настолько несущественное, что социологи подтверждают: рано рапортовать о победном шествии "среднего класса" не то что по стране, даже по Москве. "Средний класс", по мнению ученых, укоренится тогда, когда разница в доходах (в том числе москвичей и провинциалов) будет не такой режущей глаз, как сегодня.
- Среднемесячный душевой доход по мегаполисам, по самооценкам наших респондентов - 5900 рублей, в провинциях - 3150, - говорит директор ИКСИ РАН Михаил Горшков. - Да, чем меньше город, тем плавнее снижаются доходы. Но если вспомнить о стоимости жизни в Москве и Петербурге, где коммунальные платежи в разы выше региональных, а на транспорт уходит до 600 - 900 рублей в месяц, то становится понятным, что разница в доходах компенсирует различия в стоимости жизни. И москвичи, и провинциалы почти единодушно - 61 процент и 54 процента - отмечают, что мегаполис гораздо быстрее "съедает" доход, чем провинциальный город.
Как признает Горшков, пока разрыв в доходах слишком велик, чтобы говорить о примирении на уровне "обывательского" сознания москвичей и провинциалов. Различия между двумя образами жизни стираются медленно, хотя позитивная тенденция очевидна. Во многом ее нивелирует инерционный подход средств массовой информации. Они, по мнению ученых ИКСИ РАН, создают виртуальное впечатление об "угасающей" провинции и "продвинутых" мегаполисах, где кипит настоящая жизнь. Очевидно, что приходит время пересмотра стандартов.
В УРЮПИНСКЕ ОТКРЫЛИ ФИЛИАЛ МГУ
Вековая мечта провинциалов - "В Москву! В Москву!" - похоже, тоже трансформируется. По данным ИКСИ РАН, до 15 процентов обучающихся москвичей до 28 лет предпочитают получать высшее образование в провинции. В список наиболее просвещенных городов, с точки зрения молодых москвичей, входят Калуга, Ярославль, Тула, Тверь, Белгород и еще несколько "студенческих" центров. Причина "утечки мозгов" из столицы банально проста - высшее образование в провинции обходится в три - семь раз дешевле. Из тех же экономических соображений провинциальная молодежь значительно реже (до 40 процентов), чем 10 лет назад, рискует ехать учиться в столицу. На этой волне мода на университетские центры и частные вузы привела к тому, что они создаются в малых городах страны. Так, в знаменитом Урюпинске открыт университетский филиал на базе МГУ.
Правда, выпускники и столичных, и региональных вузов сначала ищут работу в больших городах. Хотя намечается и другая тенденция: мегаполисы престижны в плане самореализации и карьерного роста, но "раскрутиться" легче в тех регионах, где сфера частного бизнеса работает более гибко, чем даже в Москве (Саратов, Самара и область, некоторые города Севера и Сибири).
ЧЬИМ СЛЕЗАМ МОСКВА ВЕРИТ?
Итак, вывод, к которому пришли исследователи, не нов: столицы забирают ту наиболее активную часть общества, которая готова переехать сюда ради карьеры и лучшей доли. Новизна в том, что рынок подточил веру в столичный образ жизни как единственно благополучный. С чем и связано некоторое уменьшение потока мигрантов в Москву.
В условиях рынка преимущества мегаполисов перед провинциями остаются, но постепенно нивелируются. Так, по самооценкам самих мигрантов, лишь 15 - 20 процентов из них считают свои жизненные цели успешно реализуемыми, остальные признают, что дома их социальное и материальное положение было более высоким или стабильным. В целом социологи пришли к осторожно-обнадеживающему выводу: сегодня как столицы, так и провинции дают для большинства общества сближающиеся, хотя пока, понятно, не равные возможности для достижения успеха. В сознании и москвичей, и провинциалов столица приближается к стандартам европейского города. Но видят они его по-разному. Москвичи считают свой город "сердцем России", жители остальной страны (особенно велик процент самолюбивых петербуржцев - 67) уверены в том, что "Москва - это не Россия".
- Я бы назвал Москву Россией завтрашнего дня, - говорит Михаил Горшков, - этот город показывает одинаково высокую адаптивность к реформам как у провинциалов, так и у жителей двух столиц.