Школьников ждут уроки киберспорта

Дисциплина откроет двери в сферу программирования, полагают в ИРИ

Со следующего года у российских школьников появится дополнительный предмет – киберспорт. Эксперимент предложил Институт развития интернета (ИРИ), организация уже направила обращение на имя министра просвещения Ольги Васильевой. По замыслу сотрудников ИРИ, киберспорт может войти в федеральные проекты «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда».

Киберспорт — это виртуальные состязания как человека с человеком (или команд), так человека и компьютера. Как правило полигоном для соревнований выступают трёхмерные шутеры (стрелялки), спортивные симуляторы, стратегии в реальном времени (RTS) и популярные в последние годы ролевые игры типа League of Legends или Dota. Россия стала первой страной, признавшей киберспорт официальным видом спорта: это произошло в 2001 году. Но в 2006 году дисциплину исключили из Всероссийского ре­естра видов спорта: вопреки критериям он не получил развития в большей части субъектов РФ. «Реабилитироваться» кибеспорт сумел 7 июня 2016 года. А с апреля 2017 года Минспорт перевёл дисциплину в виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне.  

Проводить опыт с внедрением киберспорта в некоторых школах ИРИ предлагают в течение пяти лет – с 2020 по 2025 год. Методику факультативных занятий нужно согласовать как с органами образования, учителями и родителями, так и с Федерацией киберспорта РФ, уверены в Институте. Подбор игр должен соответствовать возрасту учеников. Как надеются в ИРИ, школы будут проводить между собой соревнования по киберспорту и даже всероссийские чемпионаты школьников.

Оградить от зла и воспитать айтишников

Система образования должна правильно отвечать на интернет-приоритеты молодёжи, уметь предупреждать сетевые зависимости и фобии подростков, говорится в сообщении на имя Васильевой. Если кратко: ИРИ предлагает государству в лице школ «возглавить» то, что нельзя обуздать. А именно – интересные подросткам сетевые игры и «движухи». Не все из которых, наверно, так уж безобидны.

Другая причина занять юношей и девушек киберспортом – помочь им грамотно подойти к программированию. «IT-индустрия нуждается в притоке квалифицированных кадров, которых не хватает уже сегодня, и этот дефицит будет только расти. Результаты опроса 10 тыс. студентов-программистов, проведенного интернет-сервисом HackerRank, показали, что 65% опрошенных – самоучки», - цитирует ТАСС генерального директора ИРИ Сергея Петрова. По его словам, около 25% создателей новых вирусов – вчерашние подростки, которых заинтересовало программирование. «Таким образом, путь эффективного представителя IT-сферы начинается с самообразования и прокладывается еще в период обучения в школе», - подчеркнул Петров.

Знания, полученные по окончанию школьных факультативов пригодятся и в высшем образовании: так, в РГУ физической культуры, спорта, молодежи и туризма появилась специальность «Теория и методика компьютерного спорта», а во ВШЭ действует программа профпереподготовки «Управление киберспортом».

В Южной Корее и некоторых других странах киберспорт практикуют у военных, сказал порталу TRUD.RU президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Ряд сегментов в военном деле близок к киберспортивным дисциплинам. Например, для оператора дрона важна реакция, а виртуальные тренировки её развивают», - отметил специалист. В настоящее время киберспорт представляет два главных направления: собственно спортивные соревнования и оперативный метод выявить полезные навыки. «Любите и умеете играть в Майнкрафт - можно упираться в архитектуру или программирование, дизайн. Нравятся шутеры – развивайте работу в стрессовых ситуациях, это полезно для бизнеса», - приводит примеры эксперт. Игровая форма довольно точно показывает профессиональные и личностные наклонности молодых людей. IT-сектору актуальнее программирование: эту дисциплину необходимо повсеместно вводить в общеобразовательную программу, уверен Абзалов. «Но и киберспорт тоже подспорье, такое хобби многих мотивирует изучать написание программ», - полагает эксперт. 

Факультативы по киберспорту в школе — грамотный шаг российского образования, сказала нашему порталу редактор спецпроектов и заместитель главного редактора Cybersport.ru Екатерина Семухина. «Наконец, киберспорт признали здоровым увлечением молодёжи. Большая заслуга здесь в том числе у Федерации компьютерного спорта России. Она поддерживала студенческий и школьный киберспорт, организовывала открытые для всех соревновния», - отметила эксперт. Поскольку киберспорт идет в ногу с развитием современных технологий, увлечение компьютерными играми может позитивно отразиться и на других сопутствующих навыках: от программирования до инженерии, уверена Семухина. 

Киберспорт не имеет отношения к информационным технологиям, айтишников так не подготовишь, считает интернет-эксперт Андрей Яблонских. Однако специалист высоко оценил появление киберспорта в школах: занятия научат молодёь работать в команде и принимать стратегически выверенные решения. Правда, для образовательных целей не все игры хороши, заметил эксперт.

Дисциплина даёт массу возможностей, но вводить её нужно в соответствии с регламентами, говорит глава Alpha Robotics Venture Владимир Белый. Плохо, если ребёнок проводит слишком много времени за гаджетами или компьютером, отметил он. Среди достоинств киберспорта и игр в целом – не только развитие стратегического мышления, но и повышение уровня иностранного языка. Даже у взрослых, согласно исследованиям, повышалась активность мозга при игре в компьютерные стратегии, подчеркнул Белый.

Не помешает создать отдельные игры, ориентированные на «прокачку» навыков, которые особенно понадобятся в скором будущем, рассуждает эксперт. Он привёл в пример математику, эмоциональный интеллект, экономику и право, риторику, безопасность – эти и другие дисциплины будут востребованы в обществе. Да и призовые ставки в киберспорте намного выше, чем фонд Олимпийских игр, напомнил Белый. 

Поддержал инициативу ИРИ зампред Комитета по образованию и науке Госдумы Борис Чернышов. «Победители киберспортивных соревнований получают хорошие награды. С другой стороны, это будет хорошей альтернативой урокам, которые есть сейчас, и принесет положительный эффект», - приводит его слова NationNews. Чернышов назвал школу «живым организмом», который должен отвечать современным требованиям.

В Министерстве просвещения пообещали детальнее ознакомиться с предложениями ИРИ. Чиновники не отрицают цифровых трендов времени, но беспокоятся о безопасности детей и подростков: виртуальная среда – это нагрузка на зрение и психику.

Отметим, в скандинавских странах киберспорт уже стал учебной дисциплиной. С 2016 года его включили в обязательные программы некоторых школ Норвегии и Швеции. С прошлого года в школах США проводят официальные турниры. 

В апреле стало известно, что в Москве откроются занятия по киберспорту для старшеклассников, рассказали в Центре патриотического воспитания и школьного спорта. Классы рассчитаны на 120 человек, в них попадут выпускники 9 классов на основе оценок в аттестате.