ТЫ НЕ ПОВЕРИШЬ

В последнее время модно с пренебрежением бросить: "Фабрика звезд". Что это? Ах, телевизионное шоу. Знаете ли, я телевизор вообще не смотрю..." Между тем цифры рейтингов и высокий градус дискуссий в трамваях свидетельствуют: поклонников у ТВ если и становится меньше, то не намного. Это как с рекламой. Все тоже говорят, что не переносят ее, и как только она прерывает передачу, тут же переключаются на другой канал. Но зайди на кухню среднестатистического зрителя - непременно обнаружишь чистящее средство, рекламная кампания которого только что гремела в эфире. Так что смотрит народ "ящик", смотрит. Тем более что и ассортимент там предлагается очень разнообразный.

ТРАНСВЕСТИТЫ И КАРЛИКИ
Как известно, свято место пусто не бывает. Впрочем, у канала НТВ свои представления о святости, особенно когда речь идет о выходных днях. Едва зрители успели очухаться от "Суки-любви" с ее идеологом-трансвеститом, как эфир украсила другая тошнотворная программа - "Ты не поверишь!" уже с двумя оригинальными ведущими, один из которых... карлик. В принципе, ее появления следовало ожидать, ведь энтэвэшная политика такова, что по субботам после выхода крикливой "Программы максимум" и "Русских сенсаций" сознание нормального зрителя должно быть окончательно добито какой-нибудь ядреной страшилкой. Именно эта роль и предназначена новому детищу телеканала. Принцип его формирования стар как мир: наряду с реальными скандальными сюжетами, пусть и не первой свежести, показать какую-нибудь совсем уж полную чушь, которую на общем фоне наши доверчивые домохозяйки примут за чистую монету. И сделать это так, чтобы потом, пересказывая увиденное подругам по телефону, они начинали с фразы, вынесенной в название: ты не поверишь!
Так, в прошлые выходные программа поведала об ограблении квартиры актера Антона Макарского и о том, что незрячая звезда Диана Гурцкая родила вполне зрячего мальчика. И то и другое новостью никак не являлось. О событиях этих раньше, среди прочих СМИ рассказывал тот же НТВ. Но поскольку количества реальных скандалов, как "пряников сладких, всегда не хватает на всех", не грех и повториться. Тем более что можно украсить репортаж фирменными примочками, которые неуместны в более осмысленных передачах. Так, показывая нынче перевернутую вверх дном квартиру Макарского, ведущий открывает ящик комода, где грабители надеялись найти (но не нашли) деньги. Нет их там и сейчас, зато есть кое-что повесомее - из ящика на зрителя с диким воплем выскакивает карлик! Как говорится, кошмары нашего городка. Да и здорово от всего этого сюжета попахивает обычным звездным пиаром. Иначе почему, рассказывая о препротивнейшем в общем-то событии, авторы так упорно акцентируют внимание на угоне и возвращении роскошного красного "Хаммера" - подарка Антона своей супруге на день рождения? В результате только "Хаммер" в памяти и остается. Пример не единичный: от сюжета об увольнении Николая Караченцова из Ленкома веет такой же рекламой - нет, конечно, не самого Николая Петровича. Его-то, так жестоко пострадавшего, упрекнуть не в чем, но почему в кадре все время доминирует супруга Караченцова, актриса Людмила Поргина?
Ну а после того как окунули нас в суровую "правду жизни", телевизионщики оттягиваются по полной программе, с выпученными глазами и перекошенными ртами повествуя об инопланетянине, который якобы живет в Тамбове, о девочке, родившейся без рта, и тому прочей ерунде.
Помнится, в "лихие девяностые" (так, кстати, называется еще одна премьерная программа на НТВ, пока вполне приличная) на подобной подаче информации сделала себе тиражи известная газета. Там журналистам давали премии за совсем уж отвратительный бред, сочиненный ими. Пальму первенства долго держал полосный репортаж о проститутке, которая с завязанными глазами по вкусу, простите, спермы "определяла" расовую принадлежность и возраст клиента. Так что программе "Ты не поверишь!" есть куда расти.
Впрочем, правильно говорят телевизионщики: не хочешь - не смотри. Кнопок-то на пульте много. Любители благостных репортажей найдут свое, заветное, в выпусках новостей. Там есть и переполненные нано-урожаем закрома Родины. Есть и МИГ (Медведев, Иванов, Грызлов), за который нам предлагают держаться...
Ну а к услугам любителей красоты по-российски - всевозможные масштабные шоу с участием знаменитостей.
ВОЛОЧКОВА И КИРКОРОВ
Не буду повторять про "Ледниковый период" все те упреки, что уже предъявлялись "Звездам на льду", только скажу - ничто из критики не потеряло актуальности. Хотя продюсеры и заявляли, будто эти проекты принципиально отличаются друг от друга. Посмотрел - практически ничем. Кроме, разумеется, состава участников. И еще более приторным, чем прежде, елеем, льющимся с экрана.
Прошу прощения за еще одну цитату из Окуджавы, так уж сошлось, но принцип "друг другом восхищаться" стал в шоу главенствующим. Не опасаясь высокопарных слов, участники, тренеры и судьи в перерывах между номерами только тем и занимаются, что говорят комплименты друг другу. Ну и, разумеется, все вместе - Первому каналу.
Конечно, отрадно, когда именитое жюри сплошь ставит высший балл. А если кто-то одну десятую урежет, то в последующем комментарии начинает оправдываться и признаваться в особой любви к обиженному. Естественно, приятно, когда Филипп Киркоров не грубит журналистам, а прямо-таки исходит от умиления, несмотря даже на присутствие розового цвета в костюмах некоторых выступающих дам. Но довольно странно слышать мудрейшую Татьяну Тарасову, с пафосом утверждающую, что вот это выступление открыло бы новую яркую страницу в истории фигурного катания. Не в звездных шоу на льду, заметьте, а в серьезнейшем виде спорта, требующем высшего профессионализма.
Может, и правда, отправить на очередной чемпионат мира героев экрана и сцены, а не льда? Ведь если судить по их, фигуристов, последним "достижениям", то от новичков и проку больше будет...
Кстати, о звездах. Какие все-таки они все из себя непредсказуемые! Так, завершив свое выступление в "Ледниковом периоде", еще одна большая любительница саморекламы Анастасия Волочкова призналась: конечно, понимала, что идет на риск. Ведь получи она травму, неизвестно, как это отразилось бы на ее карьере. Но так хотелось попробовать себя в чем-то новом, так хотелось!
А ведь не далее как полгода назад в интервью "Труду" самая "примистая" из всех прим балета, говоря о своем отношении к участию звезд в телевизионных шоу, горячо уверяла, что ненавидит непрофессионализм и всегда будет заниматься только своим делом. Прямо как в анекдоте про чиновника, который в ответ на вопрос, берет ли он взятки, говорил, что не знает, поскольку еще никто не предлагал. Но там - взятки, а тут - предложение от Первого канала: от такого не отказываются.
ХАЛЯВЩИКИ И РЕКЛАМЩИКИ
И еще о рекламе. ТВ Центр в повторе показал программу "Бойцы рекламного фронта" из цикла "В центре внимания". Речь в ней, как вы понимаете, как раз и шла о тех, кто создает ненавистные ролики про зубную пасту, прокладки и пиво. Из всего, сказанного "бойцами", можно было сделать три четких вывода. Первый: рекламный рынок, оборот которого ныне составляет почти шесть миллиардов долларов, будет стремительно расти и дальше. Второй: производители рекламы находятся в состоянии постоянной партизанской войны с законодателями. Те все время пытаются что-то запретить (использовать в роликах образы детей, животных и врачей, например), а эти - придумывают хитроумные способы, как новые законы обойти. Что любопытно, из десятка выступивших в программе профессионалов индустрии лишь владелец крупного агентства, бывший актер Игорь Янковский выступил в защиту отрасли. Все же остальные откровенно признавались в циничности дела, говорили о том, что интересы потребителей их интересуют в последнюю очередь. Отсюда и третий вывод: идеология отечественной рекламы состоит в том, чтобы, оболванив зрителя, заставить его раскошелиться. Чаще всего сюжеты апеллируют к нашей неизбывной любви к халяве. Так, актер Александр Гаутберг, снявшийся в нескольких десятках роликов, спокойно объяснил: "У нас кто национальный герой? Емеля. Лежит на печи, ничего не делает. А потом случайно вылавливает щуку. И вот, пожалуйста, - по щучьему веленью, по моему хотенью... Предлагая зрителю какой-то товар, мы должны заставить его почувствовать себя Емелей. Бери! Даром!".
Не случайно же практически все участники программы единодушно считают самой удачной отечественной кампанией рекламу МММ. Принес рубль - получил два. Словом - "ты не поверишь"...