Тут – Бах, а за стеною– Кант…

Как конкурс имени Таривердиева помогает культурному возрождению Калининграда

В Калининграде прошел юбилейный, 10-й международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Мероприятие дружно поддержал самый широкий круг организаций — от министерства культуры РФ, администрации Калининградской области и мэрии областного центра до министерств иностранных дел не только России, но даже ряда зарубежных государств.Как вышло, что орган, этот музыкальный инструмент, который многие считают элитарным, предназначенным сугубо для ученой церковной музыки, стал тем магнитом, который привлекает тысячи путешественников, не говоря о профессиональных музыкантах, и помогает знаменитому городу с драматической судьбой вернуть себе хотя бы часть мировой славы, сопровождавшей его в прошлые столетия?

В столичном городе Восточной Пруссии Кенигсберге были десятки органов, в основном располагавшиеся в церквях. К сожалению, практически все они не пережили Вторую мировую войну, когда английская бомбардировка августа 1944 года стерла почти весь исторический город с лица земли, а от Кафедрального собора остался один остов.

Лишь в 1990-е годы началось восстановление здания, а в 2008 году в нем установили новый орган немецкой фирмы «Александр Шуке». Однако уже задолго до этого в городе по инициативе Веры Таривердиевой, вдовы знаменитого Микаэла Таривердиева, автора не только популярной киномузыки, но и ряда органных сочинений, стали проходить конкурсы органистов. Сперва в зале областной филармонии — бывшей кирхе Святого Семейства, где с 1982 года стоит чешский орган «Ригер-Клосс». Тот самый, на котором до сих пор играют участники второго тура.

Уточним, конкурс — международныйс самого своего основания в 1999 году, но уже в течение ряда лет он приобрел и характер трансконтинентального, когда его первый тур разделился на три региональных соревнования — западноевропейскоев Гамбурге, американское в Канзас-сити и евразиатское в Москве. В 2017 году общее число участников достигло 45, 20 из них прошли во второй, уже калининградский тур.

Выступления большей их части удалось послушать обозревателю «Труда». О том, как высока профессиональная планка, можно судить хотя бы по тем, кто НЕ ПРОШЕЛ в финал. Например, отличный чешский органист Михаэль Бартек. Или наша Елизавета Шабалина, замахнувшаяся на труднейшую ми минорную прелюдию и фугу Баха — грандиозную, страстную, пламенеющую музыку, которую даже большинство «взрослых» органистов редко отваживаются играть. Впрочем, Лиза, уроженка города Кунгур Пермского края, всего лишь на втором курсе Санкт-Петербургской консерватории — у нее все впереди.

В финале встретились шестеро. Самый опытный — Мансур Юсупов, прошедший путь от музыкальной школы маленького оренбургского городка Абдулино через Казанскую, а затем Санкт-Петербургскую консерваторию (где еще занимается на 5-м курсе у Даниэля Зарецкого) до должности титулярного органиста калининградского Кафедрального собора.

 

 Мансур Юсупов - лауреат второй премии и уже полгода как титулярный органист Кафедрального собора. Фото предоставлено пресс-службой конкурса

Это по сути зрелый музыкант, уверенно чувствующий себя практически в любой музыке, от скромной хоральной обработки XVIIIвека до грандиозных, как сам готический собор, экспрессионистических фантазий нашего времени. А рядом с ним —юная студентка Венского университета музыки и изобразительного искусства, венгерка Зита Науратилл. Миниатюрная Зита перед гигантским барочным фасадом, за которым скрываются шесть с лишним тысяч труб — это зрелище... Но девушка и гигант вполне «поняли» друг друга в мистически-прекрасном"Заклинании" француза Тьерри Эскешаи других композициях.

Зита Науратилл и Вера Таривердиева с главным призом конкурса - Янтарным ангелом. Фото предоставлено пресс-службой конкурса

Результат, объявленный председателем жюри Мартином Хазельбеком из Австрии — и заслуженный, и неожиданный: у Зиты, самой юной из всех финалистов — первая премия. У Мансура — вторая. Третью поделили наша Мария Лесовиченко и поляк КшиштофМусял. АмериканцуТайлеруБоэмеру вручили диплом и престижный приз за лучшее исполнение музыки Таривердиева — в финале он играл часть органной симфонии «Чернобыль». Жаль только — совсем без премии и даже без диплома осталась петербурженка Анна Алексеева — лично меня ее горячая интерпретация чудесной музыки Дюрюфле и Регера увлекла, но строгое жюри нашло в ее игре слишком много технических ошибок.

Мартин Хазельбек объявляет результаты конкурсаФото предоставлено пресс-службой конкурса

Еще важнее, чем денежные призы — та перспектива, которую открыл перед молодыми музыкантами конкурс. По его итогам Зита Науратилл получила приглашение сыграть концерты в Нидерландах, Германии, Италии, на Мальте и в самом Калининграде (последнее — личный подарок от экс-губернатора Калининградской области Николая Цуканова). ТайлерБоэмер — в филармониях Красноярска, Омска, Краснодара, Челябинска, в московском кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Мансур Юсупов — в легендарном рижском Домском соборе.

Это очень существенная помощь. Жизнь органиста — отнюдьне сплошной праздник, а прежде всего тяжелые будни. В самом буквальном смысле, от слова «будить». Представляете, во сколько приходится вставать, скажем, Маше Лесовиченко, чтобы из своего Пущина (больше 100 километров от Москвы) добраться до консерватории, где, бывает, занятие в органном классе назначают на 7 утра. А у Маши — семья, двое маленьких детей...

«Я бы очень хотел после конкурса отдохнуть, но через несколько дней у меня следующий конкурс в Познани», признается КшиштофМусял.

«Отдохну день, а потом снова концерты в Кафедральном соборе», говорит Мансур Юсупов.

Это еще одна важная тема. Кафедральный собор (кстати, его директором с недавних пор стала Вера Таривердиева) работает в напряженнейшем ритме. Летом — по три концерта в день, которые дают в очередь оба титулярных органиста — наш знакомый Мансур и Евгений Авраменко. Зимой график чуть свободнее, по одному-два концерта. Цена в 300-400 рублей, на мой взгляд, вполне демократична. И поток людей практически беспрерывный — могу подтвердить: пока посещал скромный, но очень уютный и трогательный музей Иммануила Канта, расположенный тут же, в ярусах мощного западного фасада, из-за стены почти не прекращаясь звучали токкаты Баха и хоралы Франка, исполняемые для туристов.

И это прекрасно. Что лукавить, довоенный Кенигсберг и российский Калининград по своему культурному весу сильно отличаются. Университет с полутысячелетней историей «Альбертина», где профессором был все тот же Кант, знал весь мир. НынешнемуБалтийскому федеральному университету имени И.Канта этой славы еще предстоит достичь. Говорят, существует план воссоздания одного из зданий «Альбертины» на остове Кнайпхоф рядом с Кафедральным собором. Если честно, при нынешней российской практике распила денег в это верится с трудом. Тем более радует, когда в возрождении былой славы города удается реально соединить силу немецких и русских корней. Видели бы вы, сколько публики собирается, например, у реставрированных несколько лет назад Фридрихсбургских ворот на пленерных концертах, которые в дни органного праздника организует — вы угадали, команда Веры Таривердиевой. В этом году там (а еще в соседнем городе Гвардейске, где есть музыкальная школа имени Микаэла Таривердиева) звучала музыка всемирно признанного композитора Леонида Десятникова.

Жюри за работой. Фото автора

А как вы думаете, где нашла работу и поселилась лауреат самого первого конкурса имени Таривердиева японка ХирокоИноуэ? У себя на родине, где в последнее время интерес к органной музыке огромен, число залов приближается к тысяче? Или в Голландии, где «прописан» ее супруг Жан-ПьерСтайверс, с которым ее, кстати, свел тот же конкурс? Нет — в Калининграде, где она уже более 10 лет солистка филармонии.

Музыка идет впереди политики и экономики. Возможно, когда-нибудь потянет и их за собой.