Устарела на этапе чертежей: РФ прекратила разработку ракеты для полетов на Луну

«Енисей» предполагалось оснащать кислородно-керосиновыми двигателями, которые не оставят ему шансов в конкуренции с метановыми «хищниками» Илона Маска 

Россия прекратила разработку сверхтяжелой ракеты, которую предполагалось использовать для доставки грузов на Луну. Об этом журналистам сообщил генеральный директор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов.

«РКЦ «Прогресс» действительно прекращены работы по «Элементы СТК», - объявил Баранов в среду, 15 сентября. При этом он уточнил, что работы были остановлены на этапе технического проектирования, которое планировалось завершить в октябре.

Также гендиректор «Прогресса» отметил, что в будущем работа может быть возобновлена, если соответствующе решение будет принято руководством «Роскосмоса». В настоящее время руководители госкорпорации и «Прогресса» занимаются «уточнением программы» по созданию комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса.

Незаменимый «Енисей»

Ранее сообщалось, что новую сверхтяжелую ракету планировалось делать на основе создаваемых сейчас ракет-носителей «Союз-5» и «Союз-6», которые предполагалось оснастить кислородно-керосиновыми двигателями РД171МВ и РД-180МВ. Создание нового носителя сверхтяжелого класса считается совершенно необходимым элементом для подготовки межпланетных полетов, в частности – к Луне и Марсу, и развертывания промышленной и военной инфраструктуры на орбите Земли, например – орбитальных электростанций, оснащенных солнечными батареями, и лазерных излучателей, которые могут быть использованы как против опасных астероидов, так и для перехвата вражеских межконтинентальных баллистических ракет. Также подобные носители совершенно необходимы для доставки грузов на лунную и марсианскую орбиту при попытке построить базу на поверхности этих планет.

Ракета получила название «Енисей». Изготовление ее отдельных блоков было начато весной прошлого года. Информированные источники сообщали, что ракета должна доставлять 88 тонн полезной нагрузки на опорную околоземную орбиту и порядка 20 тонн на орбиту Луны. Начало летно-конструкторских работ было назначено на 2028 год.

Ничего не кончено

Через несколько часов после того, как СМИ распространили заявление Баранова, его слова опроверг глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. В разговоре с журналистами он отметил, что работа над «Енисеем» никогда не прекращалась.

«Ракета сверхтяжелого класса будет стоить колоссальных денег, сама программа будет чрезвычайно дорогой. Если уж мы создаем такую ракету на 20-30 лет вперед, то надо ее делать не из того, что было, (...) надо максимально использовать эту работу для того, чтобы внедрить самые новейшие технологии», - заявил глава госкорпорации.

Обозреватели отметили, что Баранов и Рогозин не в первый раз делают разнонаправленные заявления относительно судьбы «сверхтяжа». Так, 10 февраля текущего года глава «Прогресса» заявил, что разработка «Енисея» приостановлена, так как проектировщики ждут указаний по изменению ее облика. 15 февраля Рогозин сообщил, что новая концепция сверхтяжелого носителя будет представлена в течение трех-четырех месяцев.

Примечательно, что и совет Российской академии наук по космосу рекомендовал отложить создание «Енисея», чтобы использовать в новой ракете прорывные технологии последнего времени. Для полетов же на Луну академики предложили использовать ракеты семейства «Ангара».

В погоне за «Раптором»

Судя по всему, камнем преткновения для будущего «сверхтяжа» являются двигатели. В настоящее время российские ракеты семейства «Союз» используют кислородно-керосиновые двигатели. Их основное преимущество – экологичность. В отличие от гептиловых двигателей «Протонов», керосиновый выхлоп ракеты не является смертельно опасным для всего живого, и даже разлив топлива не ведет к локальному химическому апокалипсису. Кроме того, технология двигателей уже отработана, а сами они, вследствие этого, очень надежные.

Аналогичные российским кислородно-керосиновые двигатели Merlin 1D использует и компания SpaceX американского миллиардера Илона Маска. Ими комплектуются многоразовые ракеты семейства Falcon. Однако именно при многократном использовании двигателей эта топливно-окислительная пара показывает себя не лучшим образом. Дело в том, что при сгорании керосина образуется сажа, которая загрязняет двигатель и вынуждает инженеров SpaceX после каждого приземления «Сокола» разбирать и чистить его. Чтобы упростить эксплуатацию ракет и повысить живучесть двигателей, американские инженеры решили перейти на газообразное топливо, которое при сжигании не дает сажи. Выбор был седлан в пользу метана. Другой потенциальный претендент – водород – был отвергнут из-за очень малой плотности, вследствие чего баки с ним должны быть просто огромными. Кроме того, водород требует очень низкой температуры для перехода в жидкое состояние, соответственно – затраты на его производство и сжижение тоже очень значительны. Метан оказался идеальным кандидатом как по эксплуатационным характеристикам, так и по удельному импульсу, и по стоимости производства.

Новый двигатель получил название Raptor («Хищник»). К его разработке инженеры SpaceX приступили еще в 2009 году, а в 2016-м провели первые огневые испытания на стенде. В августе 2019-го Raptor поднял в воздух аппарат Starhopper, а в августе 2020-го обеспечил тестовый прыжок прототипа межпланетного корабля Starship. И хоть высота полета составила всего 150 метров, обозреватели отметили, что инженеры Маска с 2016 года существенно усовершенствовали двигатель, повысили его характеристики и довели его до стадии летных испытаний и предсерийного производства.

Нынешнее заявление Рогозина свидетельствует о том, что опыт заокеанских коллег-конкурентов учтен, и Роскосмос не хочет делать сверхтяжелую ракету на морально устаревших движках. По словам Рогозина, ступени новой ракеты будут оснащаться метановыми двигателями, что обеспечит их многократное использование. «Мы надеемся их получить к 2024-2025 году», - сказал Рогозин.