«Субботние» истории про любовь

В Москву приехал «Ревизор» из Петербурга. И не только он

С беспроигрышного гоголевского «Ревизора» на Другой сцене «Современника» начинаются 15 сентября в Москве большие столичные гастроли небольшого петербургского театра «Суббота». «Взрывная комедия», как называет эту свою постановку главный режиссер коллектива Андрей Сидельников, о жизни современных (Гоголю и нам) чиновников под забойные хиты бесшабашных 1990-х открывала два года назад программу «Золотой маски». И когда при подготовке к нынешним гастролям решалось, какие спектакли везти в столицу и с чего там начинать показы, сомнений не было: конечно, с «Ревизора», ставшего с некоторых пор визитной карточкой труппы.

Причем труппа это преимущественно молодежная и на молодежь ориентированная. Что не отменяет интереса к ней людей среднего и старшего возраста. Спектакли в «Субботе» не «возрастные», а в первую очередь сконцентрированные на актуальных (и оттого «вечно живых») темах. Что, например, может быть актуальнее любви?

О ней — пьеса Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», ставшая в трактовке режиссера Татьяны Ворониной трогательным, чувственным, полным юмора, но и грусти (как без неё в жизни?) спектаклем «Пять историй про любовь». Узнаваемые реалии советского быта, но забытая нынче, к сожалению, полнота отношений. Не комфорт и достаток в цене у героев, а человеческое измерение событий. Любить — значит, уметь слушать, помогать и верить друг другу. А еще — в любви надо признаваться! Здесь и сейчас. «Потом» часто оказывается слишком поздно...

Об этом, но иначе, и «#ПрощайИюнь» — лирическая комедия по пьесе Александра Вампилова «Прощание в июне». И дилогия автора и режиссера Юлии Каландаришвили о чудаке Цацики — спектакль-игра для школьников, но опять же — не только для них.

Покажут субботинцы столичным театралам также премьеру только что открывшегося сезона — спектакль Романа Габриа Holden. В его основе — знаменитый роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Тут уже иная стилистика, образы сюрреализма, реальность и сон, двойственность героя, существующего на сцене в двух «Я». Где настоящий, где додуманный, в чём правда, а в чём вымысел — разбираться зрителю.

«В каждом своем спектакле мы пробуем дышать вместе с залом. Поэтому самое главное для нас в этой встрече с москвичами — почувствовать их энергию и эмоции», — говорит Андрей Сидельников. Три года назад он сменил на посту главрежа основателя и многолетнего руководителя «Субботы» Юрия Смирнова-Несвицкого, 50 лет, до своей кончины, бессменно руководившего этим театром. Театром с традициями, талантливой труппой и своим преданным зрителем.