НЕ ТОРМОЗИ - БЕНЗИН ДОРОГОЙ

Морозец. Сосед ходит вокруг "жигуленка" с работающим мотором. "Почему не едешь?" - "Прогреваю". - "Бензина не жалко?" - "Так движок положено разогреть перед выездом". - "А на первой скорости это делать не пробовал?" - "Разве можно?" - "Запросто. Только не гони". - "А я и не знал". Представление об экономии топлива у многих водителей, к сожалению, весьма смутное.

КАК ПЕРЕХИТРИТЬ МОТОР
Сев за руль, почти каждый водитель почему-то начинает газовать. Видимо, проверяет - гудит, не гудит мотор. Зачем? Отлаженный движок этого совсем не требует. Не нужно ему сильного нажатия на акселератор и тогда, когда машина трогается с места. Она поедет и на минимальных оборотах движка. Даже в горку. Научиться давить на газ аккуратно, мягко и не заливать мотор лишним бензином - задача номер один как для новичков, так и для водителей со стажем. Тут спасут только тренировки. Попробуйте для начала трогаться на первой скорости, вообще не касаясь педали газа. Получилось - идите дальше. Контролируйте постоянно и не допускайте, чтобы мотор гудел без пользы. Для пущей убедительности медленного разгона на малых оборотах приведу данные ученых: если вы трогаетесь с места и при этом топите педаль газа на две трети, то расход топлива вырастает на 30 процентов. Агрессивная езда (частые обгоны, резкое, с визгом шин троганье с места, экстренное торможение) увеличивает расход на 50 процентов.
Замечали, как некоторые водители глушат моторы на красном сигнале светофора? Профессиональный прием! Тесты показывают, что он позволяет экономить от 20 до 30 процентов топлива. Но тут есть по крайней мере два "но": машина должна заводиться с пол-оборота, а о резком разгоне придется забыть. Впрочем, нужен ли он в пробке?!
Еще хитрость. Речь - о пользе для экономии топлива переключения на более высокую передачу тогда, когда вроде бы делать это рановато: мотор не набрал нужных, вернее, рекомендуемых инструкциями оборотов. Разберем ситуацию. Раннее включение высокой передачи заметно снижает число оборотов двигателя. Мощность его падает, и водителю невольно приходится жать на педаль газа чуть не до отказа. Казалось бы, что он захлебнется от бензина, но на практике такого не происходит, и бояться тут нечего. Более того, включение более высокой передачи и добавление газа для сохранения той же мощности мотора приносят экономию горючего от 5 до 10 процентов. Да, он работает как бы "внатяг", но это совсем не страшно, если не увлекаться приемом. Что тут важно? Вывод ясен, как апельсин: если не поднимать обороты двигателя выше 2000 (следите за прибором), то передачу надо выбирать такую, чтобы она двигала машину при полном газе. Ведь бензиновый двигатель имеет наибольший коэффициент полезного действия тогда, когда работает на средних оборотах.
ОСТОРОЖНО: ВОЗДУХ!
Факт остается фактом: огромная часть энергии двигателя (больше 50 процентов) уходит на то, чтобы преодолеть сопротивление воздуха при движении. Выше скорость - больше бензина. Так зачем усугублять ситуацию - открывать без надобности окна, люк?! Мелочи? Не скажите. А сколько уносит бензина обычный багажник на крыше?! Ведь он очень заметно повышает сопротивление воздуха. Из "мелочей", которые съедают литры топлива, можно назвать ненужные в багажнике и салоне вещи. Лишний вес сильно увеличивает расход бензина - это аксиома.
НЕ ПОТАКАЙ ОБЖОРЕ
Двигатели - такие "существа", которые едят столько бензина, сколько им дают. У зарубежных, правда, есть ограничители прожорливости. Но не у всех. У отечественных таковых нет. Но и у тех, и у других появляется зверский аппетит, когда они больны. Поэтому реально экономить топливо можно только на исправном автомобиле. Что это значит? В общих чертах, здоровой считается машина, у которой компрессия во всех цилиндрах движка в норме, системы питания и зажигания отлажены, подшипники ходовой части легко крутятся, колеса катятся ровно, тормозные колодки не шкрябают по дискам и барабанам и быстро освобождают их после торможения. Есть и конкретные действия, которые не мешает выполнять, чтобы мотор не кушал бензин зря.
Например, надо постоянно, хотя бы раз в два месяца, проверять и регулировать в мастерской так называемый зазор между контактами прерывателя. Если он будет правильным, то расход топлива сократится. Очень существенную экономию дает и правильный зазор между боковыми и центральными электродами свечей. Дело в том, что этот самый зазор увеличивается во время работы двигателя - электроды изнашиваются. А это нарушает образование искр, которые "поджигают" горючую смесь. Плохой "поджог" выбрасывает в выхлопную трубу без всякой пользы до 0,5 литра бензина на каждых 100 километрах пути. Поэтому проверяйте специальным щупом зазоры на свечках.
Есть, конечно, и другие тонкости, но именно на названные стоит обратить внимание мастера автосервиса, если хотите, чтобы и зимой ваш автомобиль не "зажрался". От предложения автоспеца промыть инжекторную систему не отказывайтесь. Чистота - залог экономии.
Вот на таком автомобиле не страшно разогревать мотор, двигаясь на первой передаче. С ним вообще можно всерьез "разговаривать" об экономии бензина.
СО СКОРОСТЬЮ 5 ЛИТРОВ В ЧАС
Большую экономию топлива дает грамотное вождение. Думаю, мало кто из новичков знает, что такое ехать "пилой". Ничего сложного. Набрал скорость, выключи передачу, сбрось газ, пусти машину в накат, пусть движется по инерции - вот тебе и "пила". Едешь под гору - включи нейтралку. Если позволяет мастерство, то выключи мотор, а заведи его на соответствующей передаче в конце спуска. Подъем впереди - дай газу и на высокой передаче преодолей его. Однако тут всегда надо делать поправку на погоду. Наверное, не стоит объяснять, что на гололеде, мокром асфальте пускать машину в накат на нейтральной скорости негоже.
А вот про то, что неграмотные повороты солидно опорожняют топливные баки, надо сказать особо. Обычное дело даже для опытных водителей - сбросить газ перед виражом, а после него жать на акселератор чуть не до упора. Привычка, понятное дело, идет от излишней осторожности. Между тем такие манипуляции - это лишние литры бензина, выброшенные на ветер. Поворот проходить лучше, если, конечно, правильно оценить его заранее, плавно, не снижая скорости движения. Вообще же каждому водителю не помешает научиться оценивать, думая при этом об экономии топлива, не только виражи, но и весь путь движения. Весьма полезное занятие и не хлопотное. Ну а то, что самой экономной считается езда на скорости 80 км/час, наверное, все знают.
А КАК У НИХ?
ПЬЯНОЕ ТОПЛИВО
Китайцы упорно ищут альтернативу бензину. Популярной в последнее время становится его смесь со спиртом, производимым из зерна. Технология наипростейшая: в бак добавляется 10 процентов "пьяного топлива". По данным исследований, качество горючего не ухудшается. В Китае к 2010 году планируется увеличить объем спиртовой добавки настолько, что это позволит экономить до 5 миллионов тонн бензина в год.
Этот метод, как определили ученые, совсем не подходит для США. Но и здесь борьба за экономию топлива не утихает. В штате Джорджия, например, по распоряжению губернатора периодически на пару дней закрываются все школы. Подсчеты показывают, что 2-дневный простой школьных автобусов приносит 325 тонн экономии дизельного топлива и сотни тысяч литров бензина, который жгут в своих авто учителя.
КОНКУРС АВТОЛЕДИ
НАТАША. ТАКСИСТКА ИЗ ТЮМЕНИ
За рулем 7 лет. Одно время была инструктором по вождению автомобиля. Обучала женщин. Мечтаю об автопутешествиях, но дальше Башкирии не ездила. Живу я в селе Рассвет, а работаю в таксопарке "Амазонки". Мой рост - 153 сантиметра, вес - 40 кг. Свою машину называю сестренкой.