С КЕМ ИДТИ В ПРОРЫВ?

Прошла лишь половина текущей недели, но я готов взять на себя смелость и, забегая вперед, назвать самым ярким событием всей телевизионной семидневки трехчастный публицистический фильм Олега Попцова "Ваше Высокоодиночество", показ которого завершился вчера вечером на канале ТВЦ.

Удивительное дело: все мы признаем домашний экран влиятельнейшим из СМИ, но за пятнадцать лет существования нового российского телевидения немного было случаев, когда бы эфир брал на себя смелость говорить со своими зрителями на самые важные темы, судьбоносные, как говорится, и для общества, и для каждого из нас. Даже самые решительные выступления телепублицистов касаются по преимуществу пусть и очень острых, но сиюминутных, более или менее локальных проблем нашей жизни.
Помню яркую попытку великого русского писателя Александра Солженицына с присущей ему обстоятельностью и глубиной проанализировать с экрана новейшую историю, судьбу России. Увы, цикл его передач на Первом канале был бесцеремонно прерван телевизионным руководством, что называется на полуслове.
Были еще две нашумевшие встречи кинорежиссера и популярного в ту пору телеведущего Эльдара Рязанова с первым российским президентом. Сначала он побывал у него дома, посидел за ужином на кухне в кругу семьи, поговорил простецки, задавая разные, в основном не очень серьезные вопросы. Инстинкт талантливого комедиографа подсказал ему тогда верную линию поведения. Когда же через некоторое время режиссер общался с президентом вновь, уже в загородной его резиденции и, отбросив шутливый тон, стал говорить всерьез о проблемах страны, то встретил сначала непонимание, а потом и раздражение. По выражению лиц собеседников, по еле заметным швам монтажа можно было понять, что разговор не удался.
И вот новая попытка. На сей раз писатель, публицист, руководитель телеканала построил свой фильм в виде желанной, но несостоявшейся встречи со вторым президентом России. Диалог в отсутствии другой стороны - необычная форма, более похожая на монолог. Но в данном случае она оказалась чрезвычайно плодотворной. И, что немаловажно, свободной для воплощения всех намерений автора. В неспешном разговоре в студии, где вопросы к президенту сочетались с предположениями и утверждениями, где публицист предлагал свое видение задач и высказывал варианты их решения, вставали непростые, требующие незамедлительной общественной реакции проблемы.
Соавтор Попцова режиссер Игорь Шадхан, создатель ставшей уже классикой эфира "Контрольной для взрослых", нашел впечатляющий зрительный ряд. Он дополнил рассуждения публициста кадрами идущего по просторам страны поезда. В нем в обычном плацкартном вагоне едут по своим делам люди разных возрастов и профессий: инженер и провизор, психолог и музыкант, товаровед и моряк, учительница и сварщик, офицер и социолог, машинист поезда и его помощник. А еще мы встречаем немало людей на станциях и полустанках, где поезд ненадолго останавливается. Перед нами впечатляющий срез современного российского общества.
Каждому из пассажиров режиссер задает те же непростые вопросы, что обсуждает в студии Попцов. Люди отвечают на удивление свободно и основательно.
Ну а сам автор с привычным для него темпераментом и умением образно, афористично обозначить сложную общественную проблему говорил, обращаясь к президенту, а вместе с ним (может быть, даже в первую очередь) и к нам, зрителям. Он касался тем, разных по своему масштабу, но одинаково актуальных. От конкретных и сиюминутных - скажем, отчего скачут цены на бензин или как противостоять коррупции чиновников - до философских и исторических: может ли демократическое общество нормально развиваться без сильной оппозиции, должна ли власть быть выборной или назначаемой, как относиться к прошлому, преодолевая его и двигаясь вперед.
Причем все эти материи Попцов излагает не только страстно и доходчиво, но и с откровенными нравственными акцентами. Западают в душу его рассказы о молодом олигархе, у которого в охранниках состоит отставной генерал-лейтенант, об одном из "младореформаторов", для коего учителя, инженеры, медики, ученые - все, кого принято называть бюджетниками, - являются "иждивенцами общества". Грустно звучит его наблюдение над властью, которая не желает советоваться со своим народом и, по сути, не любит его...
При этом монолог публициста не оставил ощущения безысходности, пессимизма. У Попцова есть любопытная идея. Он считает, что наша страна всегда побеждала не столько в процессе поступательного развития, сколько в неожиданных и ярких прорывах. Так мы, отставая от развитых стран по многим показателям, смогли опередить всех в космосе. И сейчас, когда в России достигнута стабилизация, стоит вопрос о дальнейшем развитии, нужно идти в прорыв. Благо люди, способные на это, в стране есть...