«Долгая счастливая жизнь»: Алексею Улюкаеву дали 8 лет строгого режима

Виновным во взятке экс-министр себя не признал; тем не менее, ранее он попросил у россиян прощения за «лицемерие», карьеризм и за то, что «слишком мало сделал» на благо граждан 

Замоскворецкий суд столицы в пятницу, 15 декабря признал бывшего главу Министерства экономразвития РФ Алексея Улюкаева виновным по части 6-й статьи 290 УК РФ: «получение взятки в особо крупном размере», и приговорил к восьми годам лишения свободы. Отбывать наказание экс-министру предстоит в колонии строгого режима. Он был взят под стражу в зале суда.

Кроме того, Улюкаев по приговору должен будет заплатить 130 миллионов штрафа.

Судья Лариса Семенова, зачитывая приговор, отметила, что Улюкаев «совершил преступление, а именно – получил взятку, будучи должностным лицом, за действие в пользу взяткодателя, в особо крупном размере». По словам Семеновой, вина экс-министра подтверждается собранными следствием доказательствами.

По мнению суда, на взятку Улюкаева никто не провоцировал; как отмечено в приговоре, умысел на получение незаконного вознаграждения у подсудимого «возник в корыстных целях», а реализовал он его, «используя авторитет своей должности».

Ранее, утром пятницы, СМИ сообщили, что Улюкаев пришел на вынесение приговора с вещами. В беседе с журналистами он заявил, что «от тюрьмы и от сумы» не стоит зарекаться никому; на вопрос о ближайших планах и намерениях ответил, что хотел бы написать две книги – «хорошую и очень хорошую». Также он выразил надежду на справедливость приговора, и отметил, что при любом исходе дела рассчитывает «на долгую и счастливую жизнь».

«Ужасный, необоснованный приговор…»

Одним из первых приговор Улюкаеву прокомментировал экс-глава российского министерства финансов, а ныне – глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Он назвал решение суда «ужасным» и «несправедливым».

«Ужасный, необоснованный приговор. Слабая работа следствия, обвинительный уклон. С подобной несправедливостью, увы, сегодня сталкиваются многие», — написал Кудрин в своем твиттере.

Сам Улюкаев также назвал приговор несправедливым. Когда журналисты спросили его: «Почему? Это же минимум, который возможен», - он переспросил: «Минимум?» - и, продемонстрировав поднятые руки в наручниках, добавил: «Ну, я вас поздравляю».

 

Он также уточнил, что приговор ему понятен, и на вопрос, что он станет делать дальше, ответил: «Продолжу надеяться».

Улюкаева задержали в ночь на 15 ноября 2016 года, после того, как он, по утверждению правоохранительных органов, получил сумку с двумя миллионами долларов (то есть, свыше 130 миллионами рублей) от главы «Роснефти» Игоря Сечина. Произошло это в офисе госкомпании на Софийской набережной столицы.

Сторона обвинения утверждает, что Улюкаев требовал взятку в качестве благодарности за одобрение сделки по приобретению «Роснефтью» доли компании «Башнефть», принадлежащей государству (50,8%).

Саму передачу Улюкаеву двух миллионов долларов в сумке следствие назвало оперативным экспериментом. 14 декабря 2017 года стало известно, что деньги на его проведение выделил человек по имени Валерий Александрович Михайлов. Об этом сообщил в своих показаниях генерал ФСБ Олег Феоктистов, назвавший Михайлова своим знакомым.

Обвинение ранее обратилось к суду с требованием приговорить экс-главу Минэкономразвития к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима, попутно лишив его почетных званий и госнаград.

«Колокол может начать звонить по любому из вас»

7 декабря Улюкаев выступил на заседании суда с последним словом. В своей речи 62-летний экс-министр отметил, что для человека в его возрасте осуждение на десять лет за решеткой мало отличается от смертного приговора.

Улюкаев высказал надежду, что суд сможет понять, что он стал жертвой «чудовищно жестокой провокации». Одним из ее организаторов он назвал главу «Роснефти» Игоря Сечина, которого за время процесса вызывали в суд несколько раз, и который за это время ни разу в зал заседаний не явился.

«Следствие и обвинение вместо того, чтобы разобраться, сшило дело белыми нитками, - отметил бывший член правительства. – Надеюсь лишь, что суд поднимется над этими инсинуациями и не станет отнимать сына у пожилых родителей, а у маленьких детей — отца. Трудно им будет без меня», - добавил Улюкаев.

В случае его осуждения, предупредил он, «колокол может начать звонить» по любому из тех, кто наблюдает сейчас за его процессом.

«Теперь это очень легко: сумка, корзинка, видеоролик, три клика — все о’кей», - констатировал Улюкаев.

Что же касается вины во вменяемых ему действиях, то, как подчеркнул экс-министр, он действительно «признает себя виновным», но «не в тех абсурдных обвинениях, которые ему предъявлены».

«Конечно, я как мог, служил гражданам России, старался выполнять свою работу хорошо, - рассказал он. – Но того, что я сделал — прискорбно мало. Я слишком часто выбирал легкие пути. Крутился в бюрократическом хороводе, получал какие-то подарки, сам их делал. Лицемерил. Только оказавшись по ту сторону, понимаешь, как тяжело живут люди. А когда у тебя все хорошо, просто отворачиваешься. Простите меня, люди», - сказал Улюкаев.

К этому он добавил, что независимо от того, как сложится его судьба, остаток своей жизни он обещает посвятить «отстаиванию интересов людей».