Симфоническое путешествие, или Как состарился Новый год

В канун Старого Нового года в стенах Московской государственной консерватории завершился необычный концертный марафон

Концерт меломанам подарили Государственный академический камерный оркестр России и его художественный руководитель, известный гобоист и дирижер Алексей Уткин.

С недавним приходом в коллектив этого звездного музыканта связывали надежды на долгожданный ренессанс легендарного, но в последнее время несколько потускневшего на фоне других академических коллективов оркестра. И ожидания вполне оправдались. Один из ярких проектов Уткина и его коллег — нынешняя новогодняя серия из семи концертов. Открыв ее на сцене Большого зала консерватории 31 декабря, музыканты дали на этой элитной столичной площадке два вечерних и четыре дневных детских концерта на протяжении двух недель. И вот — заключительный концерт.

Первое отделение предсказуемо составила старая добрая уютная классика, весьма соответствующая духу Рождества и сыгранная аристократически изысканно и утонченно: два концерта Вивальди для струнного оркестра и солирующих инструментов (в первом случае — двух гобоев, во втором — двух скрипок), моцартовский Дивертисмент № 3 и в придачу к ним, символическим мостиком в современность, — немножко Морриконе. В исполнении этого репертуара оркестр обошелся собственными силами — партии соло взяли на себя музыканты ГАКО, увенчанные премиями международных конкурсов, и сам худрук, которого с давних пор принято считать лучшим гобоистом страны. А во втором отделении слушателей ждала, как сообщала программка, «мировая премьера», ради которой, кажется, все и затевалось.

Новехонькое, с иголочки произведение, предназначенное в первую очередь для детей, появилось на свет в результате знакомства Алексея Уткина с молодым композитором (и, кстати, тоже гобоистом) Андреем Рубцовым — выпускником Королевской академии музыки в Лондоне. Сочинение получило название «Праздничный дивертисмент в 10 частях для солиста, камерного оркестра и детского хора» (сюита из музыки к симфоническому путешествию для детей). На дневных концертах оно исполнялось в сопровождении специально созданного для этого случая видеоряда (режиссер — Оксана Новосад), иллюстрировавшего сюжетную канву сюиты, и при участии рассказчика, функции которого взял на себя сам Андрей Рубцов. Он же и дирижировал премьерой. Нехитрая, на первый взгляд, история про то, как восьмилетний мальчик Андрюша, оставшись дома один в рождественскую ночь, попадает в виртуальный мир и путешествует во времени и пространстве, преодолевая различные препятствия, борясь с монстрами и защищая прекрасную принцессу, дала жизнь увлекательному музыкальному произведению, в котором части, калейдоскопически сменяя друг друга, имеют свой четко выписанный характер, смешение стилей выглядит на редкость органично, а мелодические темы запоминаются с лету. Музыку Рубцова отличает яркая образность и почти кинематографическая визуальность (что, к слову, сделало видеоряд необязательным, а может, даже излишним), а также нешуточный драйв, который, казалось, совершенно преобразил музыкантов оркестра. Особого упоминания заслуживают, конечно, «Танго» — часть, сюжетной основой которой становится бой мангуста с гигантской коброй (своеобразный поклон Уткину, в студенческие годы организовавшему полуподпольную группу «Рики-Тики-Тави»), и «Темный мир», которым правят злые роботы, — в ней «Золотой гобой России» получает редкую возможность тряхнуть стариной и азартно меняет прославивший его инструмент на электрогитару.

Однако самым незабываемым впечатлением становится тема, старательно выпеваемая чистыми детскими голосами воспитанников Московской хоровой капеллы мальчиков (художественный руководитель — Виктория Смирнова). Она звучит в начале и конце сюиты, становясь ее лейтмотивом, расставляя все по местам и согревая, кажется, всех без исключения слушателей подлинным духом Рождества — несущего гармонию, светлого и умиротворяющего.