Есенина - под снос?

В доме Нирнзее, который решили снести столичные власти, располагалась редакция журнала «Млечный путь», куда Сергей Есенин принес рукопись «Выткался на озере алый цвет зари»

В первые дни нового года московские власти приняли решение о частичном сносе домов Нирнзее на Садовнической улице. Вместо них должен вырасти блеклый торгово-гостиничный комплекс, вроде «обновленного» Военторга.

Эпопея с доходными домами Приваловых на Садовнической, которые в начале прошлого века построил выдающийся архитектор Эрнст-Рихард Нирнзее, началась больше 10 лет назад. Тогда их хотели реконструировать, то есть уничтожить как памятник: надстроить четырьмя этажами, превратив в бизнес-центр с гостиницей «Новый Балчуг». Дом признали аварийным, под угрозой отключения коммуникаций начали расселение жильцов. Общественность протестовала, и в 2009 году департамент культурного наследия реконструкцию запретил. Потом, правда, смягчил решение и потребовал обойтись без надстройки и подземной парковки. Но механизм уже был запущен. Вскоре в доме случился пожар. А может — поджог: накануне на чердаке примыкающего здания были сбиты замки. Крышу главного корпуса пришлось разобрать, а нижние этажи оказались залиты водой.

В конце 2014 года ООО «Великан XXI век», владелец домов и земли, заявил, что подаст в суд на департамент культурного наследия Москвы, если чиновники не разрешат снос: иначе, видите ли, никак не устроить подземную парковку. И последовало заявление заместителя мэра по строительству Марата Хуснуллина: снос разрешить.

В голове не укладывается, как департамент культурного наследия, боровшийся за сохранение здания в течение 10 лет, пошел на такой шаг. Во-первых, архитектурный проект Алексея Воронцова, автора раскритикованного многими ТЦ «Наутилус» на Лубянке, за 10 лет морально и эстетически устарел. Во-вторых, зачем строить новое и спорное, когда на этом месте уже есть старое и признанное? Ведь дом Нирнзее — памятник не только архитектуры.

Купец Привалов строил пятиэтажный дом с эркерами и лиловыми блоками из муранского стекла для недорогого съема — по карману интеллигенции. Спустя несколько лет Нирнзее достроил еще два здания, которые образовали архитектурный ансамбль. Здесь расположилась редакция журнала «Млечный путь», куда молодой и еще неизвестный Сергей Есенин принес рукопись «Выткался на озере алый цвет зари». Здесь же собирался и Суриковский литературно-музыкальный кружок.

Конечно, дома на Садовнической — не первые в грустном ряду уходящего наследия. Почти разрушен еще один дом Нирнзее на улице Климашкина, под угрозой — дом Разумовского на Большой Никитской, уже «реконструирован» знаменитый дом Волконских на Воздвиженке... Схема уничтожения известна: появляется инвестор, дом лишается охранного статуса, дальше — «реконструкция», и здание превращается в торговый центр, офисы, гостиницы. В принципе, ту же начинку можно было бы вместить и в прежние интерьеры, но только такая тонкая научная реставрация обошлась бы намного дороже, чем строительство новодела. Но зададимся вопросом, что нам дороже: память, история, город — или прибыль.