"МАГИЯ" - И ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ

Так получается, что речь в этой колонке довольно часто идет о продукции Первого канала. Но это и неудивительно. Сегодня он является бесспорным лидером как по объему аудитории, так и по количеству оригинальных проектов и премьер. Разных по качеству, но никогда не остающихся незамеченными. Вот и на сей раз речь пойдет о двух из них.

Кто еще хочет стать миллионером?
Давно известно, что пятьдесят процентов успеха игровых телевизионных шоу зависят от ведущего. Остальные - от стоимости, декораций, драматургии, участников... Неточно подобранный ведущий может загубить любой проект, сколько бы денег в него ни было вложено. И наоборот, хороший может вытащить что-то малобюджетное к вершинам рейтингов. Продержалось бы "Поле чудес" так долго, если бы не всенародная любовь к Якубовичу? Собирала бы аудиторию программа "Кто хочет стать миллионером?", если бы не Галкин? Вот в воскресный прайм-тайм Первый запустил "Магию десяти", которой уготовано занять как раз место "Миллионера". И это уже совершенно другая история.
Что-что, а заинтриговать канал умеет. В рекламе "Магии" красавица-блондинка, в которой зрители тут же узнали экс-вокалистку "ВИА Гры" Веру Брежневу, грудным сексуальным голосом обещала нечто неизведанное. Ролик этот здорово смахивал на предложения интимных услуг по телефону, которые в большом количестве присутствуют в ночном эфире РЕН ТВ. И хотя дураку было понятно, что никакое эротическое шоу главный канал страны в детское время не покажет (не НТВ же!), все же посмотреть, чем таким намерена удивить нас блондинка, хотелось.
Увы, пока ничего, кроме скуки, "Магия десяти" не вызывает. Судя по тем самым роликам, где педалировалось слово "десять", уже одна только сумма возможного выигрыша должна была притянуть нас к экрану. Действительно, десять миллионов - это беспрецедентно для нашего ТВ. Но боюсь, что даже сто "лимонов" не исправили бы ситуацию.
Суть шоу заключается в том, что ведущая-блондинка задает некий вопрос, на который уже ответило энное количество наших сограждан. А игрокам надо предположить, сколько процентов россиян ответили на него положительно. Чем более точное попадание, тем больше шанс продвинуться к заветным десяти миллионам. Характер этих вопросов не предполагает цепочки умозаключений, как в игре "Кто хочет стать миллионером". Ну скажите на милость, что должен вычислять в голове участник "Магии", когда ему задают вопрос, какой процент российских женщин допускает, что мужья им изменяют? Припоминать нюансы семейной жизни своих знакомых? Нет, скорее полагаться на интуицию, а также на старую истину о том, что все мужики сволочи. Честно говоря, интуиция неизвестных людей мне неинтересна. Проверять же собственную надоедает уже после третьего вопроса.
Суши наш насущный
Вопросы в "Магии" и ответы на них звучат порой странновато. Создатели программы не уточняют, кто именно, каким способом, среди какого числа респондентов и в каких городах проводил опрос. Но, заметьте, подчеркивают: "процент россиян". То есть не москвичей, а жителей всей страны. Как вы думаете, какой процент россиян ни разу в жизни не пробовал суши? Оказывается, меньше половины! Во живем! А все говорим, что пятнадцать процентов населения у нас находятся за чертой бедности, а еще тридцать еле сводят концы с концами.
В принципе "Магия десяти" сильно смахивает на старую добрую программу "Сто к одному". Но там все понятно: ста случайным прохожим редакторы программы на улицах Москвы задали какой-нибудь вопрос, а потом игроки в студии пытаются угадать самый популярный ответ. А здесь?..
Так вот, о ведущей. Наверное, приглашая неопытную Веру Брежневу на проект, авторы хотели поиграть на стереотипном представлении о блондинках. Смотрите-ка: красавица, блондинка, но умница! То-то зритель удивится! Не удивился. Характер шоу не дает возможности экс-певице блеснуть ни интеллектом, ни остроумием. Да и перед камерой она пока зажата. Дамы фыркают. А мужская часть аудитории недоумевает: зачем-то привели такую шикарную блондинку, а показывают ее не во весь рост, а на крупных планах.
Где мои семнадцать лет!..
На Первом же завершился показ сериала "Громовы. Дом надежды", уверенно занимавшего верхние места в топ-рейтингах. На форуме канала и в разных СМИ он вызвал бурное обсуждение. Но главной его темой стало не качество телепродукта, а то, как были показаны наши семидесятые. Читать эти отзывы страшно интересно.
Для тех, кто не видел сериал: в центре повествования многодетная семья, на которую в каждой серии сваливается множество несчастий. Ни один из ее членов не упускает ни малейшей возможности влипнуть в какие-нибудь неприятности. Ход авторов понятен: "Громовы" скроены по образцу латиноамериканских мыльных опер, где герои сто двадцать серий подряд страдают, а в сто двадцать первой получают наследство и женятся. В то же время ход этот дал возможность показать изнанку советской жизни: убогое существование в маленьких провинциальных городках, бюрократический гнет, формализм, тюрьмы, детские дома, фарцовку и т.д. Но вот что характерно: при всем изобилии сюжетного негатива в сериале нет той атмосферы безнадеги, что была когда-то, скажем, в "Маленькой Вере". И после просмотра "Громовы" оставляют скорее позитив. И это очень важно для успеха, ведь мы не любим выключать телевизор с неприятными ощущениями.
Все дело в том, что очень точно был рассчитан потенциальный зритель. Не секрет, что подавляющая часть сегодняшней аудитории федеральных каналов - это люди пятидесяти-шестидесяти лет. То есть те, чье детство и молодость пришлись как раз на семидесятые. Известно, что годы молодые всегда вспоминаются как светлые и счастливые, несмотря на все трудности. Вот для этих-то зрителей авторы и преподносят со смаком множество примет времени, тщательно отслеживая, чтобы в кадр не затесалась спутниковая антенна или рекламная растяжка.
Зритель со свойственной ему вредностью пытается найти какие-то неточности. И находит. Не могли, например, Громовы голодать после гибели отца-шахтера, потому что им выплачивали бы пособие по утере кормильца (40 рублей), давали бы бесплатные обеды в школе, а старшие дети могли бы уже пойти работать на завод (брали с пятнадцати лет, платили 120 рублей), а вечером - учиться. Но даже в этом обсуждении каких-то деталей есть сентиментальная нотка. Уж не говоря о полемике по таким архиважным вопросам, как то: где доставали "жувачку", что говорили учителя по поводу ее вреда и сколько человек по очереди могли жевать одну пластинку. А квасные бочки на улицах? А молоко в треугольных пакетах? А мороженое за 9 копеек? Ах, где мои семнадцать лет...
Ну а в заключение о другом канале. А именно - об НТВ и программе "К барьеру!". В последнем выпуске дуэлянты спорили, надо ли принимать закон о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов, возрождать ЛТП (к слову, о ностальгии). Не важно, что говорили спорщики. Сказать что-то новое на эту тему трудно. Удивило другое: крайне неактивное голосование зрителей. Счетчик зафиксировал в общей сложности чуть больше 20 тысяч звонков. А ведь прежде выпуски программы задевали за живое по 70, 80, 100 с лишним тысяч человек. Программа увядает? Или тема перестала быть актуальной?