Сладострастье – путь к преступлению

На йошкар-олинской сцене это доказывают, обратившись к «Братьям Карамазовым» Достоевского

В Йошкар-Оле на сцене Академического русского театра имени Георгия Константинова состоялась премьера «Сладострастников» по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы» в постановке Владислава Константинова. Эта работа посвящена 200-летию великого писателя.

Владислав Георгиевич, пойдя по стопам своего отца – руководителя Академического русского театра в 1964-1994 годах, продолжил линию реалистического психологического искусства.

Но почему именно «Братья Карамазовы»? И почему «по мотивам», а не просто «по роману»?

– Идея постановки «Братьев Карамазовых» постоянно преследовала меня, – отвечает на мои вопросы Владислав Георгиевич. – При чтении романа я обратил внимание, что семью эту разрывают страсти. Каждый ее член живет по своим неписанным законам, не считаясь с позицией другого. Оттого возникает безумное напряжение, ревность, смертельные обиды. Эмоции выходят из-под контроля – как говорится, зашкаливают, отсюда все беды. Поэтому я назвал свой спектакль «Сладострастники». Понятно – для реализации идеи требовалось время и, конечно, нужный мне ансамбль актеров и талантливый сценограф. Выбор в конце концов пал на Бориса Голодницкого...

Спектакль Владислава Константинова строится по принципу психологического детектива. Одно событие стремительно сменяется другим, не менее острым и захватывающим, где реакции героев предсказать невозможно. Чтобы насытить происходящее сильными эмоциями и дойти в их понимании до самой сути, режиссер погружает действующих лиц в атмосферу непрерывной психологической войны, во время которой рвутся семейные узы, отец идет на сына, сын на отца.

Огромный маятник, спускающийся сверху, отсчитывает секунды, минуты, часы жизни четырех братьев: Ивана, Дмитрия, Алексея, Павла. Вначале зрители видят их играющими детьми, в которых пока трудно угадать будущие судьбы. Тема взросления души и формирования характеров при остром дефиците любви к ближнему проходит через весь спектакль.

Уже в сцене первого столкновения непримиримых врагов – Федора Павловича (Иван Немцев) и его сына Дмитрия (Илья Петров), встречающихся в келье старца Зосимы (Дмитрий Воронцов), становится ясно: о мире можно только мечтать. Они будут нападать друг на друга, рвать глотки, доводя себя до умопомрачения.

В таких случаях говорят: «Бес попутал». А бес этот – женщина, сексапильная Грушенька (Ксения Немиро), из-за которой идет борьба не на жизнь а на смерть. Режиссер концентрирует внимание зрителей на покаянии и жертвенности, показывая таким образом нравственную суть каждого героя. Иными словами, определяя, кто кому служит – Богу или черту. Неслучайно центральной сценой спектакля становится диалог Алеши (в исполнении Ярослава Ефремова), «прощающего людей, не ведающих, что творят», и нигилиста Ивана, убедительно сыгранного Антоном Типикиным. В философском споре двух братьев всплывают корневые темы Достоевского: сила низости, которой «море по колено» и Божьи законы не указ; цена гармонии мира, которая не стоит слезинки ребенка.

На почве вседозволенности формируется и преступный характер единокровного брата «законных» Карамазовых Павла Смердякова, считающего Ивана своим гуру. Отчего ж и ему, «твари дрожащей», не может быть все позволено? В трактовке замечательного артиста Сергея Васина это не униженный и комплексующий человек, а провинциальный франт, играющий на гитаре и флиртующий с дамами. Он даже не боится вздорного папеньки, съедаемого страстью к недоступной барышне, поскольку тот доверяет ему. Значит, этим можно воспользоваться – убить и остаться вне подозрений. Ну, а деньги, похищенные у Федора Павловича, это так... Ради удовлетворения собственных амбиций. Смотрите и удивляйтесь, на что способен «свободный» человек, переступивший черту дозволенного.

Тем не менее именно деньги служат «яблоком раздора» в семействе Карамазовых. Подобно пушкинскому Скупому рыцарю, сидящему на сундуках со златом, Федор Павлович, одетый в дорогой халат и еще полный сил, тоже может всех и вся купить. Кроме любви сыновей и красавицы Аграфены Александровны, которой обещаны три тысячи рублей за тайное свидание. Старик взбешен проделками изменщицы, вздумавшей дурачить его. Более того – он постоянно чувствует за спиной горячее дыхание молодого соперника, не желающего делить с ним Грушеньку.

Роковые три тысячи сыграют злую шутку с Дмитрием, перевернут его судьбу. Вместо того чтобы отдать долг бывшей невесте Катерине Ивановне, он сломя голову бежит в Мокрое за дамой своего сердца, решившей вернуться к прежнему любовнику. Буря чувств переполняет сломленного Дмитрия, готового встать на колени, просить прощения, бросить все, что имеет, под ноги прелестной соблазнительницы, а там пусть судят и прикуют к позорному столбу. И тут у Грушеньки открываются глаза на истинную причину явления пропавшего любовника: деньги ее задумал прикарманить! В отличии от Дмитрия, готового пожертвовать ради нее всем. И как она могла не понять этого раньше?! Ошарашенный таким поворотом событий, Митя верит и не верит в чудесное преображение возлюбленной. Так вот оно, счастье, можно потрогать его руками, сжать в объятиях... Но поздно! Случилось то, что должно было случиться. Суд приговаривает невиновного в убийства отца Дмитрия к каторге. Свершилось предсказание старца Зосимы: «Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь и жизнь благословишь, и других благословить заставишь».

В финале спектакля четыре брата вновь выйдут на сцену со своими двойниками-детьми. Круг замкнется, жизнь сладострастников прожита. Останутся только фонарные столбы в сером пространстве захолустного городка, мимо которого проходят, не задерживаясь, поезда.