«Роснефть» активно поддерживает значимые события и явления в российской культурной жизни
Начало статьи читайте тут.
«Роснефть» активно поддерживает значимые события и явления в российской культурной жизни. Причем спонсорская деятельность компании осуществляется явно не для галочки — средства выделяются на проекты, которые определяют культурный облик страны, оказывают влияние на национальную идентичность и формируют в обществе понимание высокой культуры. В этом смысле компания продолжает традиции российских меценатов начала XX века. Одним из наиболее ярких проектов, безусловно, стала выставка Рафаэля в Музее изобразительных искусств имени Пушкина под названием «Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии». Стоит подчеркнуть, что это была первая выставка шедевров Рафаэля Санти в России и для мира искусства это, конечно, событие незаурядное, важная веха в истории. «Выставка долгожданная, — отмечала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. — Нам никогда бы ее не осуществить, для этого нужны средства и мотивированность спонсоров. Это исключительная ситуация, и поэтому исключительные слова благодарности в адрес генерального спонсора — компании «Роснефть». В свою очередь, пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев заявил, что «Роснефть» «счастлива способствовать приезду шедевров Рафаэля в Москву и считает свое участие признанием в любви великому итальянцу и прославленному российскому музею». На выставке было представлено восемь живописных и три графические работы «певца абсолютной красоты» (именно так называют искусствоведы великого Рафаэля). В Москве событие вызвало настоящий ажиотаж, публика ломилась в музей, чтобы познакомиться с лучшими образцами ренессансного портрета.
Стоит отметить, что «Роснефть» продолжает сотрудничество с музеем. Осенью 2018 года при поддержке компании здесь пройдет выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо», на которой будут представлены полотна ведущих японских художников XVII-XIX веков. Выставка, безусловно, станет центральным событием Года Японии в России.
Большую роль в формировании культурного облика России играет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, который считается в мире одним из символов нашей страны, и «Роснефть» традиционно оказывает ему спонсорскую помощь. «Убежден, что бизнесмены должны думать не только о прибыли, но и о будущем своей страны, — отмечает главный дирижер оркестра, художественный руководитель и директор Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. — Искусству необходима поддержка бизнеса, а бизнес не может быть самодостаточным и полноценным без существования культуры. Хорошим примером здесь могут послужить сложившиеся отношения „Роснефти“ и Петербургской филармонии, которые основаны на общем понимании смысла партнерства между культурой и бизнесом и его значении для дальнейшего развития страны. Исторически сложилось так, что настоящее искусство в России никогда не существовало как коммерческий проект. Оно не может быть самоокупаемым, а уж тем более прибыльным».
Самый масштабный и значимый проект «Роснефти» и филармонии — это Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств». Благодаря поддержке компании в Петербург приезжают ведущие российские и мировые исполнители, такие как Денис Мацуев, Сергей Юрский, обладатель «Грэмми» баритон Дитрих Хеншель, скрипачка Юлия Фишер, легендарная французская певица-сопрано Натали Дессей, музыканты Берлинской академии старинной музыки.
Совместные проекты «Роснефти» и филармонии предполагают также поддержку молодых исполнителей. Хорошим примером является виртуозная сольная программа обладателя Гран-при Первого международного конкурса Grand Piano Competition Александра Малофеева, покорившего публику исполнением музыки Шопена, Метнера, Прокофьева и Рахманинова.
Важным аспектом сотрудничества является гастрольная деятельность оркестра Филармонии, который дает за рубежом около сотни концертов в год, в том числе на главных мировых площадках: в миланском театре «Ла Скала», лондонском Альберт-холле, парижском Театре Елисейских Полей, Карнеги-холле в Нью-Йорке. «Музыка, ее живое исполнение позволяют мгновенно преодолеть все границы, непонимание, настороженность в отношениях, — говорит Темирканов. — Поэтому теплый прием, который нам обычно оказывает иностранная публика, я считаю нашей успешно выполненной гуманитарной миссией и горжусь тем, что во всех афишах и программах напечатано: партнером филармонии является «Роснефть».
Современную российскую культуру невозможно представить и без великого хореографа, руководителя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Эйфман открыл новые возможности балетной драматургии, создав особую хореографическую лексику, способную сломать стереотип о балете как о легковесном экстерьерном искусстве и стать инструментом исследования внутреннего мира человека. Эйфмана называют хореографом-философом, который говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». При этом Эйфман никогда не отвергал наследие советского балета, а, напротив, стремился со-здавать свое искусство на базе важнейших традиций отечественного театра. Долгое время гастрольная деятельность его театра в первую очередь, увы, была связана с заграничными площадками. И лишь благодаря спонсорской поддержке «Роснефти» произошел «разворот на Россию»: компания профинансировала гастроли балета Эйфмана в Самаре, Владивостоке, Хабаровске, Сургуте, Красноярске, Краснодаре.
«Подготовка и проведение гастролей театра в российских регионах — очень сложная в организационном и финансовом отношениях задача, — отмечает Эйфман. — Без содействия тех, кому небезразлична высокая культура нашей страны, решить ее невозможно. Поэтому я глубоко признателен компании „Роснефть“ и лично Игорю Ивановичу Сечину за внимательное отношение к современному отечественному балетному искусству. Эта поддержка позволяет зрителям российских городов заново — или, может быть, даже впервые — открыть для себя наш театр и приобщиться к высоким художественным ценностям».
В ходе гастролей балетная труппа Эйфмана презентовала в российских регионах свой спектакль «Евгений Онегин», в котором герои пушкинского романа превращены в знаковых персонажей нашего времени, прошедших сквозь тревожную эпоху перемен. Спектакль был номинирован на Национальную премию «Золотая маска» в трех номинациях: «Лучшая балетная постановка, «Лучшая работа хорео-графа», «Лучшая мужская роль». Кроме того, «Евгений Онегин» отмечен премией «Золотой софит» как лучший балетный спектакль.
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году. В 1970-1980-е годы в театре вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется все больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Сегодня Театр Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up&Down», «Чайковский. PRO et CONTRA».
Следует отметить, что российское хореографическое искусство по-прежнему высоко ценится миллионами зрителей во всем мире. Более того, это одно из немногих по-настоящему востребованных в международном масштабе отечественных культурных явлений. Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка — все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.
Еще один важный культурный проект «Роснефти» — это поддержка хора Сретенского монастыря. Проект, безусловно, оказывает влияние на формирование нацио-нальной идентичности и способствует укреплению имиджа России в мире. Компания уже несколько раз организовывала гастроли хора по городам России. В прошлом году выступления состоялись в 22 городах России, в том числе в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Нижневартовске, Нефтеюганске, Нягани, Архангельске, Рязани, Ижевске, Саратове, Самаре, Бузулуке, Комсомольске-на-Амуре, Ангарске, Ачинске, Краснодаре, Туапсе, Нефтекамске, Новом Уренгое, Губкинском, Усинске, Красноярске, Иркутске. Выступления в регионах присутствия компании проходили бесплатно. Вниманию зрителей была представлена литературно-музыкальная композиция «Несвятые святые» по книге епископа Русской православной церкви Тихона (Шевкунова). Книга переиздавалась уже семь раз, а общий тираж в России составил 1,5 млн экземпляров. В ней собраны воспоминания о верующих людях, сопровождавших автора по жизни. «Когда мы читаем жития святых, то представляем этих людей какими-то полумифическими персонажами, — говорит протоиерей Виктор Горбач. — А здесь божьи угодники, которых мы называем святыми, живут среди нас». Отрывки из книги сопровождаются кинохроникой и визуальными 3D-образами. В программе принимает участие Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной.
Это уже второй совместный проект «Роснефти» и хора Сретенского монастыря. В 2015 году гастрольный тур, приуроченный к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, также прошел в городах, где компания ведет производственную деятельность.
Хор Сретенского монастыря, который ценители искусства окрестили «живым оргaном», был образован в 1994 году. Его основу составляют студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии. Часть коллектива — это также вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки имени Гнесиных. Кроме служб в Сретенской обители хор поет на патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках РПЦ. В репертуаре хора кроме духовной музыки собраны и другие песни — русские, украинские и казачьи напевы, песни военных лет и романсы.
Стоит напомнить также, что «Роснефть» выступила генеральным партнером XXXIV Международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», традиционно проходящего в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Мос-кве. Одновременно с фестивалем в Белом зале главного здания музея состоялась выставка «И цвет, и звук...». Музыкальный фестиваль и выставка были посвящены 100-летию со дня рождения Рихтера. На фестивале прозвучали произведения из его репертуара, а также были представлены две уникальные программы — хореографический концерт Aubade («Утренняя серенада») Франсиса Пуленка и мировая премьера оперы Александра Алябьева «Буря» по пьесе Шекспира. В фестивале приняли участие музыканты, чье творчество сложилось во многом под влиянием Рихтера: Наталья Гутман, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Элисо Вирсаладзе, Александр Мельников, Людмила Берлинская, а также исполнители из Германии, Франции, Великобритании, США, Венгрии, Финляндии.
На выставке «И цвет, и звук...», которая традиционно сопровождает «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», были представлены работы русских и западноевропейских мастеров из собраний ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Лувра и Орсе, Центра имени Жоржа Помпиду (Париж), Центра искусств королевы Софии (Мадрид), Галереи старых мастеров (Дрезден). В своем обращении к организаторам, участникам и гостям фестиваля глава «Роснефти» Игорь Сечин выразил признательность всем, кто дарит уникальную возможность услышать лучшие произведения мирового и отечественного музыкального искусства, прикоснуться к истокам духовности и красоты. «Благотворительная и спонсорская деятельность является одним из ключевых аспектов социальной политики НК „Роснефть“, — отметил Сечин. — Компания благодарит за приглашение стать спонсором фестиваля „Декабрьские вечера“, посвященного 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера. Здесь, в гостеприимных стенах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где неразрывно переплетены история и современность, весь декабрь будут звучать гениальные произведения в исполнении замечательных музыкантов». Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» был основан в 1981 году по инициативе Святослава Рихтера, чье имя он носит с 1998 года, и Ирины Антоновой, президента Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
«Роснефть» поддерживает не только традиционное классическое искусство. Компании интересны и новые тенденции в российской и международной культуре, уникальные современные проекты, которые, безусловно, будут ассоциироваться с нашей эпохой. И в этом смысле стоит отметить сотрудничество «Роснефти» с Мультимедийным комплексом актуальных искусств Ольги Свибловой. В прошлом году компания выделила средства на издание книги «Фотолетопись Великой Отечественной войны», подготовленной сотрудниками музея. А ранее «Роснефть» выступила генеральным партнером выставки «Территория Победы». На выставке в Мультимедиа Арт Музее были представлены работы классиков советской фотографии — Дмитрия Бальтерманца, Эммануила Евзерихина, Георгия Зельмы, Владислава Микоши, Георгия Петрусова, Всеволода Тарасевича, Александра Устинова, Якова Халипа, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Сергея Шиманского и других советских фотографов. Кроме того, на выставке демонстрировались уникальная военная кинохроника, слайд-шоу и портретная галерея фотокорреспондентов, работавших во время войны. Особое место на выставке занимали фотографии из архива компании «Роснефть» с изображениями нефтеперерабатывающих заводов и буровых установок военных времен, а также труда нефтяников, во многом обеспечивших исход ключевых сражений. «Фотография обладает тем безусловным преимуществом, что это достоверный документ. С другой стороны, это взгляд художника. И мы ценим возможность посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами художников: фотографов, репортеров, корреспондентов», — заявил на открытии выставки пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
«Роснефть» уделяет пристальное внимание возрождению духовного наследия и укреплению нравственных начал в жизни общества. За последние семь лет при активном участии компании были восстановлены, реконструированы, отреставрированы или заново построены более чем 170 православных храмов по всей территории России.
Одним из крупнейших и значимых проектов, реализованных при поддержке компании «Роснефть», стало строительство Кафедрального собора Рождества Христова в Южно-Сахалинске.
В архитектуре и внутреннем убранстве храма прослеживается главная идея — перенесение на Дальний Восток многовековых традиций из духовного центра России — Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По периметру собора расположены уникальные мозаичные панно со сценами из жизни святых. Пятиярусный иконостас высотой 15,5 метра и шириной 18 метров изготовлен в Сергиевом Посаде. Концептуальные решения в иконографии собора основаны на древнерусской традиции. Для соблюдения канонов иконописи в Москве был создан специальный Художественный совет под председательством архимандрита Луки (Головкова), заведующего Иконописной школой Московской духовной академии.
Строительство собора велось шесть лет, и сегодня это самый большой храм на территории Дальнего Востока: одновременно его могут посещать более тысячи прихожан, общая высота здания составляет 70 метров, а площадь — 5,5 тысячи кв. метров.
Еще один значимый проект, реализующийся при поддержке компании «Роснефть», — восстановление Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Он был основан в 1393 году и на протяжении многих столетий являлся одним из главных оплотов православной веры на Ладожской земле. Монастырь продолжал существование даже во время Великой Отечественной войны.
После окончания военных действий на Коневце разместилась военно-морская база: почти 50 лет остров оставался закрытой спецзоной и служил испытательным полигоном для военных; в зданиях монастыря квартировались семьи военнослужащих, размещались склады и офицерский клуб; братское монастырское кладбище превратилось сначала в автопарк, а затем в спортивную площадку. Внутреннее убранство храмов было полностью утрачено.
Возрождение святыни началось в 1991 году, когда монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии. Восстановление построек велось силами самого монастыря. Отдельные работы выполнялись за счет Федеральных целевых программ Министерства культуры Российской Федерации.
В 2016 году по поручению президента Владимира Путина «Роснефть» разработала и приступила к реализации масштабной программы по восстановлению объектов культурного и исторического наследия монастырского комплекса. Перед компанией поставлена задача комплексной реконструкции и реставрации архитектурного ансамбля, воссоздания исторического облика и звучания монастырской звонницы.
При восстановлении утраченных колоколов Коневского монастыря реставраторы основывались на изучении архивных данных и результатов натурных исследований с привлечением звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя. Подобрано 14 колоколов общей массой 14 тонн. Отливали колокола на литейном заводе в Воронеже. Вес самого большого Благовестного колокола составил семь тонн. Новые колокола будут установлены в надвратной колокольне в сентябре 2017 года после окончания работ по реконструкции яруса звона.
В настоящее время завершаются работы по созданию комплексной инфраструктуры для паломников и туристов. Для удобства посетителей монастыря будет построен гостиничный комплекс, парковки, АЗС, торговые павильоны, детская игровая площадка и туристическая база отдыха с кемпингом. Чтобы не нарушать покой служителей монастыря, все инфраструктурные объекты будут расположены на материке в бухте Владимировская, в непосредственной близости от острова.
Основная часть работ будет завершена уже в 2018 году — к празднованию 625-летия Коневского монастыря. К этому времени Коневский монастырь смогут посещать 50-60 тысяч человек в год.
За последние годы при активном участии «Роснефти» были восстановлены, реконструированы, отреставрированы или заново построены храмы в регионах производственной деятельности компании.
Денежные средства в том числе были направлены на финансирование следующих крупных проектов:
строительство храмового комплекса «Катынь» в Смоленской области;
реконструкция, развитие территории и уставная деятельность Сретенского монастыря;
реставрация Благовещенского собора в городе Кемь Республики Карелия;
капитальный ремонт и реставрация храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках города Москвы;
возрождение Успенского собора Тихвинского монастыря;
завершение строительства Хабаровской духовной семинарии;
строительство, обустройство храма в честь Всех Святых в городе Нефтеюганске;
роспись главного храма Еврейской автономной области;
реконструкция храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе в городе Москве;
завершение строительства собора Воздушно-десантных войск России.
«Роснефть» поддерживает развитие идей толерантности и согласия в многоконфессиональном российском обществе. Компания реализует ряд проектов, нацеленных на сближение разных культурных традиций и создание условий для полноценной религиозной и национально-культурной жизни граждан, исповедующих различные религии.
Так, в рамках многолетнего сотрудничества с Централизованной религиозной организацией ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» компания поддерживает развитие пансионата «Наш дом» с еврейским этнокультурным компонентом для детей-сирот от 4 до 17 лет, а также оказывает поддержку деятельности Еврейского музея и Центра толерантности.
Еще одним значимым проектом «Роснефти» стало сотрудничество с Буддийской традиционной сангхи России по проектам технического переоснащения и открытия мастерских по созданию буддийской скульптуры, алтарной утвари и необходимой ритуальной атрибутики (Иволгинский дацан, Республика Бурятия). Кроме того, компания поддерживает мусульманскую религиозную организацию «Махалля» при проведении праздников Ураза-байрам, Курбан-байрам и др. (ХМАО-Югра).