Валерий Гаркалин: "Наши дети лучше и талантливее нас, в чем-то успешнее, прозорливее"

11 апреля Валерию Гаркалину исполнилось 55 лет. Но он предпочел обойтись без торжеств. В конце прошлого года артист пережил два инфаркта, а в феврале этого - уход из жизни жены Екатерины. Пока Гаркалин пытается прийти в себя, черпая силы в любви - любви к близким, к сцене, к жизни. Накануне дня рождения Валерий Гаркалин ответил на вопросы корреспондента "Труда-7".

- Рабочее общежитие, коммуналка - детство ваше было нелегким. А было ли оно счастливым?

- Мне кажется, детство остается в памяти каждого на всю оставшуюся жизнь. А как известно, память хранит только лучшее. Неприятные воспоминания и поступки нивелируются. По крайней мере, я помню в основном хорошее: близких, друзей по двору, одноклассников, друзей по дет-скому саду. Помню свою первую любовь. А это приятное заблуждение о том, что смерти нет, в которое мы впадали в детстве! При этом вокруг царили тотальная бедность и убогость. Хоть и жили мы с семьей тогда в благополучной Москве, нищета все же ощущалась повсюду. Но это было скорее фоном.

- Почему после армии вы решили поступать в Музыкальное училище имени Гнесиных?

- Наверное, все люди по природе своей лицедеи. Неистребимое человеческое желание - мечта о другой жизни. Просто у некоторых людей, у меня например, это свойство - лицедейство - гипертрофировано. В Гнесинское же училище я поступил не потому, что мечтал именно о нем, - это было больше необходимостью, поскольку попытки поступить в другие театральные вузы, которые я предпринимал в течение двух лет подряд, не увенчались успехом. А в музыкальное училище имени Гнесиных как раз совместно с театром Образцова набирали студентов на актерский факультет кукольников. Это было возможностью хоть за что-то зацепиться, чтобы учиться актерскому мастерству.

- Родители поддерживали вас в этом?

- Папа, конечно, был строг. Он вообще считал, что актерская профессия - недостойное занятие, тем более для настоящего мужчины. Кстати, так думала и продолжает думать подавляющая часть нашего населения. Любя искусство, кино, театр, люди отчего-то не считают это серьезным делом. Парадокс. А мама, конечно, меня очень любила, поэтому жалела и поддер-живала, протестуя против воли отца с грехом пополам.

- Позже, когда вы стали заслуженным, а потом и народным артистом, папа признал ваш выбор?

- Когда ко мне пришла известность, он уже был больным человеком. Папа пережил девять инсультов, они его били каждый год, постепенно превращая в растение. Это угнетало его самого и нас, близких людей. Конечно, отец радовался тому, что я успешен, любил свою внучку и невестку, мою жену, но не проявлял особого интереса к моим работам. Только после его смерти моя сестра обнаружила, что в тайне от всех отец собирал вырезки из журналов и газет со статьями обо мне. Там был целый склад. Меня это ужасно растрогало.

- А женщина, которая рекомендовала вам обходить стороной творческие вузы, - доводилось ли вам встретиться с ней позже?

- Я знаю, что она еще жива и по-прежнему трудится на этом поприще. Не поверите, но я благодарен ей за то, что она так со мной обошлась, ведь она раскрыла меня совершенно с другой стороны. Тот резкий поворот в жизни послужил поводом для поступления в Гнесинское училище. Благодаря этому в театре Образцова, где учился, я нашел свою любовь - Катю и прожил с ней 30 счастливых лет.

- Настоящее признание вы получили только в 35 лет, выйдя на подмостки театра Сатиры.

- Обращаясь к собственному опыту, скажу, что очень многое в нашей профессии зависит от наития - чувств, ощущений. Занимаясь жизнью человеческого духа, трудно оперировать категориями рациональными. А иррациональное, как известно, опыта не имеет: либо оно в тебе есть, либо нет. И к жизненному опыту это вообще никакого отношения не имеет, это опыт души. Наблюдая за своими студентами, могу сделать смелый вывод: многие мои ученики лучше и профессиональнее, чем я был в их годы.

- Валерий Борисович, а какой вы преподаватель?

- Знаете, бывают добрый полицейский и злой полицейский. Я принадлежу к категории мягких и пушистых педагогов. Жесткость или гнев проявляю крайне редко. Довольно быстро смягчаюсь, попадая под обаяние молодости. (Смеется.) Даже судя по моей дочери и по студентам, которых я воспитываю, могу сказать: наши дети лучше нас, талантливее, в чем-то успешнее, прозорливее.

- Некоторые представители вашего поколения считают, что все как раз наоборот.

- С годами нужно все-таки умнеть. Надо понимать, что и в нашем детстве были люди ленивые, бесталанные, и сейчас они есть. Нельзя впадать в маразм и говорить, что яблоки были слаще, снег был белее, а небо - голубее.

- Насколько важно для вас иметь хороших партнеров на сцене? Как, например, ваш замечательный актерский дуэт с Татьяной Васильевой, который переходит из фильма в фильм, из спектакля в спектакль.

- И мы, кстати, идем на это сознательно. Наше актерское единение и творческая любовь друг к другу не знают аналогов. Невообразимо трудно найти партнера, с которым можно выразить и художественно осмыслить всю разность мужского и женского, всю очевидную конфликтность, всю глубину противостояния, которое столько веков уже изучает человечество в искусстве. Я счастливый человек, у меня есть Танечка Васильева, которая фантастически солидарна со мной в творчестве.

- Валерий Борисович, при том что у вас множество театральных работ, в кино вы в последнее время снимаетесь не так часто. Почему?

- Наши отношения закончились или находятся в стадии завершения. Меня уже давно не приглашают на главные роли. Я ни в коем случае не сетую. В кино успех - дело временное, и к этому надо быть готовым всем, кто приходит в кинематограф. Заранее знать, что когда-то карьера закончится, придут другие герои. Кино, знаете ли, вообще сомнительная организация. Оно только потребляет, стремится к результату - процесс не важен, сразу все запечатлено на пленку, и уже ничего с этим потом поделать нельзя. Поэтому, мне кажется, актерам надо спокойно относиться к успеху в кино - не вкладывать туда душу настолько, чтобы потом ее в клочья разрывало, если тебе не звонят и не зовут на съемочную площадку. Надо помнить, что день этот наступит, и не из-за того, что ты стал плохим. Просто ушло твое время. А вот в театре, если ты хороший актер, ты можешь быть до последнего вздоха.

- Ваша дочь Ника уже осваивает полученную профессию продюсера?

- Да, она уже четыре года работает продюсером студии саунд-драмы под руководством Володи Панкова. Это замечательное творческое образование потрясает мое воображение. Я считаю, что Ника вытащила счастливый билет, сначала выбрав эту профессию, а потом - этот коллектив. Несмотря на всю трагичность обстоятельств, которые выпали на долю нашей семьи, у нее сейчас самый счастливый период в жизни.

- Как отец стараетесь контролировать поступки дочери или считаете ее достаточно взрослой и самостоятельной?

- Она уже не маленькая девочка, ей 26 лет все-таки. Я не имею права влиять на нее, да и, мне кажется, не умею этого делать. Каждый идет своей дорогой, и если дети не просят о помощи, родители имеют право только наблюдать со стороны.

- Посвящает ли вас Ника не только в свою работу, но и в личную жизнь, знакомит ли со своими женихами?

- Более того, Ника и ее молодой человек живут со мной вместе. Ее друг - Павлик Акимкин, актер саунд-драмы. Во-первых, мне кажется, он замечательный артист, а во-вторых - редко встречающийся тип людей. Чтобы отец взрослой дочери разделил с ней симпатию к ее молодому человеку - где это видано?! (Смеется.) На самом деле у нас Никой взаимная отцовская и дочерняя любовь. Просто нужно видеть все вокруг глазами любимого человека, тогда и его мир ты полюбишь так же, как он сам. Я так безумно люблю свою дочь, что смотрю на мир, который ее окружает, ее глазами. Так же безумно я любил и свою жену.

- Валерий Борисович, два тяжелых инфаркта, уход из жизни любимой жены. Что помогает вам не сдаваться?

- Мне помогает только любовь. Я любил и люблю Катеньку. Любовь - единственное, за что можно удержаться, чтобы прожить еще. Хоть и без любимого человека, но продолжая его любить так, как если бы он был жив. Тем более что в случае с Катей произошедшее чрезвычайно несправедливо. Она так любила жизнь!

- Планируете ли вы отмечать свое 55-летие?

- Дело в том, что мой день рождения совпадает с днем рождения моей тещи, Катиной мамы. Сейчас, когда Катеньки с нами нет, мы решили поехать в Санкт-Петербург. Там у меня спектакль, а потом просто побудем все вместе. Поскольку мой юбилей совпал с такими трагическими событиями в нашей жизни, помпезности и широкого празднования совсем не хочется. Хочется просто уединиться с родными и близкими людьми.

Наше досье

Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года в Москве. В 1978-м окончил училище им. Гнесиных. Начинал как актер-кукольник в ансамбле "Люди и куклы". В 1988 году окончил ГИТИС, вскоре стал актером московского Театра Сатиры. В кино дебютировал в 1989-м главной ролью в фильме "Катала". Звездным часом Гаркалина стала комедия "Ширли-мырли" (1995), где он сыграл сразу троих братьев-близнецов Шниперсонов-Кроликовых. У Валерия Гаркалина есть дочь Ника - продюсер андерграундного коллектива саунд-драмы Владимира Панкова.