Все «Илы» Нилова

В его трудовой книжке одна запись, датированная 1943 годом...

Николай Васильевич Нилов до сих пор не представляет себя без работы, которой отдал без малого 80 лет. Только не надо думать, что ветерана на авиационном комплексе имени С. В. Ильюшина держат за былые заслуги и из уважения к сединам. Он по-прежнему занят делом — интересным, важным и порой рискованным.

Коле Нилову еще не исполнилось 14 лет, когда по протекции дяди, моториста в сборочном цехе ильюшинского ОКБ, его взяли учеником в местную фотолабораторию. «Я должен был ходить в школу, но шла война, и мальчишкам тогда было не до учебы», — вспоминает наш герой. Подросток уже был фотолюбителем, снимал довольно прилично отцовским «Кодаком». С тех пор Нилов смотрит на мир через объективы фотоаппаратов и кинокамер. Все, что он наснимал за эти десятилетия, составляет хронику отечественного авиастроения. Не было «Илов», которые бы Нилов не запечатлел в сборочных цехах, на взлетной полосе и в небе.

На стене лаборатории, которую он возглавляет, красуется замечательная фотография, снятая около двух лет назад. Зрелище не для слабонервных. С борта летящего Ил-76 Нилов через открытый люк ловит в объектив транспортник Ан-22. Ему на момент той съемки, представьте, было почти 90 лет!

Это не трюкачество и не бравада. Работа авиационного фотографа в чем-то близка профессии летчика-испытателя. И тот и другой помогают конструкторам доводить новую машину до кондиции. Естественно, первый полет каждой машины обязательно должен быть запечатлен для истории — и не только для нее. Самолет начинает летать, а конструкторы планера, шасси, различных систем интересуются, как выглядит их творение в воздухе, со стороны. И это не праздное любопытство.

Вот как характеризовал его работу замечательный авиаконструктор Генрих Новожилов, отдавший «Илам» всю свою жизнь: «Конструкторы, осматривая самолеты различных фирм, изучали технические решения в конструкции. Осмотр представленного позволял увидеть новое и определить тенденции в будущем развитии тех или иных типов летательных аппаратов. Николай Васильевич всегда знал, что нас интересует. Фотографии он делал так, чтобы конструктор понимал главную идею уже решенного технического вопроса».

Или вот, например, вам факт из истории. В 1946 году в ильюшинской фирме создали первый реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями. Возникла проблема: как записать показания приборов (тогда еще не было специальной контрольно-фиксирующей аппаратуры). Решили для этой цели использовать кинокамеру, которую укрепили на кронштейне над головами пилотов, чтобы поэтапно отснять приборную доску со всеми показаниями. Занимался всем этим хозяйством Нилов. Все получилось так, как было задумано, так что в создание нового самолета был и его, Николая Нилова, вклад.

В свои 91 Николай Васильевич Нилов занят делом, которому посвятил всю свою жизнь: снимает самолеты и авиаторов

Конечно, в наш цифровой век все бесстрастно фиксируют камеры-автоматы, но так было не всегда. Зато теперь всем нам, интересующимся историей отечественной авиации, есть на что посмотреть, сравнить, вглядеться в облик самолетов и их создателей. Впечатляют снимки летчиков-испытателей, поднимавших в воздух новые машины ильюшинской фирмы, легендарных советских авиаконструкторов. Здесь же известные всей планете лица советских космонавтов и американских астронавтов. А еще Нилов вел съемку на всех крупнейших международных авиасалонах — в Москве, Париже, Лондоне, Берлине, Пекине, Сиднее.

С особым чувством вспоминает Николай Васильевич свои встречи с космонавтом № 1: «С Юрием Алексеевичем мне довелось лично общаться. Пересекались на конференции в гостинице «Советская», на комсомольском съезде, на праздновании 60-летнего юбилея знаменитого летчика нашего ОКБ Владимира Коккинаки...»

Ну а самой памятной для Николая Васильевича стала встреча с Гагариным в 1965 году на авиасалоне в Бурже, где демонстрировались наши «Антей» и Ил-62. Когда космонавт поднялся на борт, чтобы посидеть за штурвалом нового пассажирского лайнера, авиаторы тут же организовали краткое застолье для почетного гостя. Этот момент и запечатлел Николай Васильевич. На снимке «не для печати» Гагарин рядом все с тем же Коккинаки, который сидит справа от космонавта.

1965 год, авиасалон в Ле-Бурже. На борту нового Ил-62 создатели лайнера организовали короткое застолье в честь почетного гостя – Юрия Гагарина

«А рюмка, что напротив него, моя, — говорит Нилов. — Мы потом чокнулись с Юрием Алексеевичем. Пили, конечно, за успех нашей авиационной промышленности. Да, тогда было за что выпить...»

Стоит сказать и о скромности самого Нилова. Снимки, сделанные им за многие десятилетия, стали украшением Музея истории авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. Но вот что интересно: нигде под фото вы не увидите его подписи.

«А зачем? — искренне удивляется моему вопросу фотомастер. — Ведь на снимках главный герой — самолет, чудесное творение конструкторов, инженеров, рабочих. А что до автора снимка, то его и так знают те, кому надо».

И то правда: кто же в ильюшинской фирме не знает легендарного Нилова? Думаю, нет таких.