Алексей Герман-младший: «Параллельное время»

Известный режиссер сравнивает современное кино с советским и нынешнего зрителя — с прежним

У Алексея Германа-младшего — короткий перерыв в съемках новой картины «Под электрическими облаками», и по пути из Одессы в Петербург, куда режиссер поехал доснимать основную часть фильма на студии «Ленфильм», он сделал остановку в Москве. В беседе с корреспондентом «Труда» Алексей Алексеевич объяснил, почему в наше время, как он считает, хороших картин снимается меньше, чем в советское, и назвал тех, кто мешает кинопроцессу в стране и его родном городе.

— Андрей Кончаловский на недавнем открытии выставки «Тарковский: Space», посвященной 80-летию со дня рождения великого режиссера, сказал, что Андрей Арсеньевич презрительно относился к современности и вообще ко времени.

— Как мне кажется, Тарковский не мог не думать о том, чтобы снять современную картину. Возможно, он не знал, как ее снять. Этот конфликт свойствен многим великим художникам, которые больше, чем свое время, и у которых понимание эстетики шире и глубже, чем эстетика современности. Очевидно, что Тарковский в своем стремлении говорить об этом большем не боялся слыть бунтовщиком. И за это его многие не любили. Если продолжить тему времени, то для Андрея Арсеньевича важно было успеть за свою жизнь как можно больше сделать. Я сам не всегда успеваю за реальным временем и не очень его люблю. Боюсь в нем раствориться — и поэтому придумываю своего рода параллельное время, которое как бы и настоящее, но при этом только мое.

— Во время работы вы склонны торопить события или же стараетесь делать все в размеренном темпе?

— Над картиной «Под электрическими облаками» мы работаем вместе с моей женой Леной (она сопродюсер) и как раз ругаемся из-за разного подхода к скорости. Лена мне говорит: «Остановись, остановись!», а я отвечаю: «Надо снимать, мы не успеем». По существу она права. Но при запуске картины невольно включается внутренний счетчик, который заставляет тебя бежать: «Успеешь — не успеешь…» Это очень плохо — всегда есть опасность, что из-за устроенной тобой же спешки тебе не хватит двух дней и даже двух часов, которые позволили бы все сделать по максимуму качества. Почему советское кино было лучше современного? Да потому что времени на создание фильма было больше. Возможность делать перерывы часто создавала дополнительное мощное мыслительное пространство, в котором рождалось что-то ценное, даже вечное. Сегодня же у нас включается прибор обратного отсчета времени или, что-то же самое, денежных знаков: меньше, меньше, меньше потратить на создание фильма. И это самая большая неприятность в нынешнем кинематографе.

— Что ж, миром испокон века правит закон «время — деньги». Еще лет 25 назад Россия тщилась считать, что ей он не писан, но теперь и мы — часть мирового сообщества.

— Во время перестройки нам объяснили: надо снимать быстро, как американцы. Но дело в том, что американцы снимают фильмы по-разному. Не говоря уже о том, что в Голливуде уровень специалистов, задействованных в производстве фильма, гораздо выше нашего. Однако мы стали смотреть на не лучшие американские образцы и в результате резко снизили свой уровень. У нас по-прежнему есть прекрасные режиссеры и актеры, но нет времени, чтобы использовать их талант. Мы стали придатками денежно-временного счетчика.

— Две из 11 новелл вашего будущего фильма снимались в Одессе. Довольны ли вы сотрудничеством с украинскими партнерами?

— На мой взгляд, на Украине очень хороший глава Агентства по вопросам кинематографии — Екатерина Копылова, которая правильно связывает будущее украинского кино с подготовкой кадров, с интеграцией в мировой кинопроцесс. Конечно, нужно снимать не только сериалы и рекламу, чтобы появились новые кадры, свежий взгляд и, как результат, хорошие фильмы. Набирает авторитет Одесский международный фестиваль, да и старейший украинский смотр — международный фестиваль дебютного кино «Молодость», к счастью, жив. Замечу, что в России настоящих, серьезных фестивалей не так уж и много.

— Говорят, судьба Санкт-Петербургского международного кинофорума, президент которого — ваш отец, Алексей Юрьевич Герман, — под угрозой. И якобы виновен в этом глава Комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев. Удивительно, он ведь сам известный режиссер.

— Ни моего отца Алексея Германа, ни Александра Сокурова, ни Андрея Плахова (известного кинокритика, отборщика прошлого кинофорума. — «Труд»), судя по всему, уже не будет на этом кинофоруме. Лично я не очень хорошо понимаю, как будет функционировать международный фестиваль без режиссеров, чьи картины попадали в конкурсы фестивалей класса «А». Не новость, что Дмитрий Месхиев поругался не только с кинематографической общественностью Петербурга, но и с театральной. Яркий пример — ситуация с режиссером Юрием Бутусовым (которого, по сути, вынудили отказаться от поста художественного руководителя Театра им. Ленсовета, так как в противном случае комитет требовал от него отказаться от постановок в других театрах. — «Труд»). Может ли возглавлять культурное ведомство города человек, у которого испорчены отношения с большим количеством выдающихся режиссеров, а среди них не только Алексей Герман с Александром Сокуровым и Юрием Бутусовым, но и Андрей Могучий, Валерий Фокин? При всем моем уважении к Дмитрию Месхиеву как к режиссеру, он не участвовал в серьезных культурных событиях за пределами России (фильм Месхиева «Свои» получил приз Московского международного кинофестиваля, в заграничных же фестивалях участвовал в основном в информационных показах. — «Труд»), а следовательно, просто не знает, по каким законам развивается кинематограф в мире. Боюсь, что после известной попытки распродажи «Ленфильма», против которой выступили многие известные петербуржцы, часть чиновников Смольного намерена отомстить тем, кто пытается спасти студию. Кстати, замечу: мы работаем на базе «Ленфильма» во многом затем, чтобы на ней продолжалась творческая жизнь, хотя могли бы снимать в любом месте. И сегодня на «Ленфильме» все не так уж плохо.

— Недавно Борис Акунин на встрече с читателями сказал про сегодняшних россиян, которых сравнил с советскими людьми: «Мы стали лучше».

— На мой взгляд, мы не стали лучше. Культурный подъем 1960-х мы пока не повторяем. Во-первых, нас просто стало меньше. Во-вторых, мы как исчисляемая общность стали глупее, потому что многие ученые, музыканты и т. п. уехали из страны, а другие умерли. В-третьих, карьеристов не меньше, чем было раньше. Мне кажется, что проблема — в отсутствии мощных моральных авторитетов. В Советском Союзе все-таки были идеалы, которые спасали от засилья обывательщины, было более или менее общее понимание правильного пути для страны. Сейчас совсем не так. Главным стал личный маркетинг, который мы измеряем количеством упоминаний в интернете. Хотя последние события вдруг вернули на «Фейсбук» хорошие, светлые лица. И это означает, что мы только в начале долгого пути.

— Алексей, простите, а лично вы знаете, какую мысль сегодня необходимо дать людям в качестве пищи для размышлений?

— Самый плохой кинематограф — это умозрительный.

— Какие же фильмы вам нравятся?

— Свой взгляд на мир, например, у Сергея Лозницы, и он имеет на него право. Я даже поругался с публицистом одного модного портала из-за фильмов Лозницы. Публицист обвинял режиссера в том, что тот якобы недостаточно сильно любит Родину. На что я привел пример Достоевского, Чехова, которые описывали Россию и в черных тонах.

— Алексей, в настоящий момент вы очень напоминаете счастливого человека. Не опасно ли это состояние счастья, умиротворения для создания нового фильма? У некоторых художников лучше получается, когда они злые, недовольные, голодные.

— Еще недавно я был очень недобрый. А сейчас просто недельку удалось отдохнуть. Если серьезно, нельзя быть постоянно злым и несчастным, потому что это приводит к душевному уродству. Но страх, точнее, боязнь сделать плохо обязательно должны оставаться.

От редакции

Мы надеемся, что Комитет по культуре Санкт-Петербурга и его глава Дмитрий Месхиев, критику в чей адрес высказал Алексей Герман-младший, представят свою точку зрения по поводу затронутых проб-лем, в частности подготовки Санкт-Петербургского кинофорума, театральной реформы, судьбы «Ленфильма», и готовы ее опубликовать.

Личное дело

Алексей Герман-младший, режиссер, сценарист

Родился в 1976 году в Ленинграде, сын кинорежиссера Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты.

Окончил в 2001 году ВГИК. Снял фильмы «Последний поезд» (2003), «Garpastum» (2005), «Бумажный солдат» (2008, «Серебряный лев» Венецианского фестиваля) и другие.