Стоп, приехали!

Послесловие к жуткой аварии под Подольском, в которой погибли 18 человек

Что должно измениться, чтобы такие аварии больше не повторялись? Нужно воссоздать транспортные инспекции и вернуть лицензирование грузового автотранспорта — это программа-минимум.

Описание «КамАЗа» и его водителя, убивших 14 июля 18 пассажиров автобуса Москва — Подольск, гротескно настолько, что, если бы не страшная авария, его можно было бы использовать для черной комедии. А как иначе описать ситуацию, когда груженный щебнем грузовик с транзитными номерами, в убогом техническом состоянии, ведомый армянином с семью наказаниями за грубейшие нарушения ПДД и армянскими же правами, вылетает со второстепенной дороги на главную? Где, не снижая скорости, разрубает пассажирский автобус на две части. И уже чтобы наверняка, засыпает место аварии щебнем так, что людей потом приходится выкапывать...

Сегодня страна хоронит погибших в той аварии. «Труд» выражает глубочайшие соболезнования родственникам, близким погибших и пострадавших в той аварии, но сказать сегодня мы хотим о безопасности живых. Ведь вдоль многочисленных шоссе по-прежнему стоят сотни грузовиков со щебнем, песком, булыжником, грунтом или кирпичом, готовые доставить свое содержимое куда скажут. В большинстве своем это очень старые грузовики, купленные по цене металла. На многих годами висят транзитные номера, потому что базы этих номеров у ГИБДД нет, дорожный налог платить не нужно, а штраф за просроченные «транзиты» составляет всего 600 рублей. За рулем сидят граждане стран бывшего СНГ, не имеющие в большинстве своем ни российских прав, ни регистрации. Попади кто из них в большую аварию и останься цел, можно просто сбежать на родину.

Но без выводов громкое ДТП остаться просто не могло. На фото и видео с места аварии хорошо видно, что у злополучного «КамАЗа» — транзитные номера. Настолько древние, что от желтого цвета мало что осталось. Почему этот автомобиль никем не был задержан, а его водитель не оштрафован за просроченные «транзиты»?

«Основная причина трагедии, по моему мнению, — в отсутствии лицензирования грузоперевозок, — считает депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Минэкономразвития его в свое время отменило. Якобы хотели помочь малому бизнесу, убрать лишние бюрократические барьеры. А получились хаос и бесконтрольность... Уверен: должно быть и медицинское освидетельствование водителей, и техническая экспертиза всего грузового транспорта».

Что касается езды на «транзитах», как нам рассказал Лысаков, то уже с 1 сентября отсутствие регистрации ТС станет проблемой для водителя. На первый раз ему выпишут штраф 600 рублей, а во второй — оштрафуют на 5 тысяч или лишат прав на три месяца. Депутат также предлагал правительству ввести систему баллов, в соответствии с которой водитель, в течение года четырежды совершивший грубые нарушения ПДД типа выезда на встречку, должен лишиться прав на год. Однако эту инициативу в правительстве не поддержали.

Кроме того, с ноября 2013 года в России можно будет ездить только с местными водительскими правами.

Все это произойдет осенью. А пока префектура Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы предложила установить светофор и отбойники на перекрестке, где произошло ДТП. Почему этого нельзя было сделать раньше (перекресток давно считается опасным местом у водителей), неизвестно.

Голос

Леонид Ольшанский, адвокат, член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, вице-председатель «Движения автомобилистов России»

— У нас аварии, как и преступления, стали слишком часто происходить по вине гастарбайтеров. Лиц, которые не знают наших нравов и обычаев, чье умение водить автомобиль вызывает большие сомнения, которые плохо говорят на русском языке и так далее. Поэтому я считаю, что нужно срочно усилить миграционное законодательство. Чтобы жители бывших советских республик, кроме Украины и Белоруссии, въезжали к нам по визам и только по международному паспорту. Надо усилить ответственность за нарушение миграционного законодательства, чтобы исчезли «резиновые» квартиры, чтобы гастербайтеры жили по месту регистрации. Вот если это сделать, то у нас не будет ни грабежей на улицах, ни грузовиков, врезающихся в пассажирские автобусы.