Нефтяники предлагают миллиарды

По мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль сделает Россию богаче

Снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль сделает Россию богаче, заявляет президент государственной компании «Роснефть» Игорь Сечин. И активизирует научно-технический прогресс.

Еще вчера между «Роснефтью» и «Газпромом» шло соревнование за звание крупнейшего налогоплательщика в стране. В прошлом году нефтяная компания заплатила в бюджет 1,7 трлн рублей налогов, а «Газпром» (с учетом «Газпромнефти») — 1,9 трлн.

С нынешнего года соотношение становится совершенно обратным, так как вместе с принадлежащей ей ТНК-ВР «Роснефть» начинает платить государству почти 3 трлн рублей ежегодно. А в целом платежи всей нефтяной отрасли в 2012 году составили 5,84 трлн рублей, что равняется 45,5% всех доходов федеральной казны. Но нефть может давать казне значительно больше доходов — при условии снижения фискальной нагрузки на отрасль. И этот кажущийся парадокс имеет реальные объяснения.

Во-первых, отрасль нуждается в восстановлении старых, еще советских месторождений. Свидетельством тому стало падение добычи в основной нефтяной провинции — Западной Сибири (в среднем на 0,6% в год начиная с 2008 года). Ситуацию можно выправить с помощью новых, современных технологий, но для этого нужны инвестиции.

Компенсировать падение могли бы новые месторождения Восточной Сибири и арктического шельфа, однако на их разработку требуются еще большие инвестиции.

Тем временем нынешняя запредельная фискальная нагрузка на отрасль делает нерентабельной нефтедобычу на многих малых месторождениях с небольшим дебетом скважин. По данным ведущих нефтяных компаний, уже сейчас около 20% всех скважин России рискуют оказаться убыточными и выйти из эксплуатации из-за непосильного налогового бремени.

Страдают и новые перспективные проекты: из-за недостатка средств, остающихся в распоряжении компаний, замедляется сооружение инфраструктуры на новых месторождениях, срываются сроки их запуска и вывода на проектную мощность. В итоге то, что государство на определенном временном рубеже могло бы получить от вовремя введенного в эксплуатацию и выведенного на проектную мощность объекта, оно получить уже не сможет.

В «Роснефти» считают, что многие из перечисленных проблем можно решить в комплексе, если снизить фискальную нагрузку на отрасль — с нынешних 55 до 45% или даже до 35%. В этом случае нефтяные компании смогут в ускоренном режиме запустить новые проекты и в конечном итоге значительно увеличат общий объем налоговых платежей в бюджет. Правительству предложено два варианта: снижение нынешней нагрузки с 55 до 45% позволит получить максимальный доход бюджета непосредственно от нефтяной промышленности и обеспечит уже в 2014-2030 годах дополнительные поступления в госказну до 3 трлн рублей. Снижение до 35% (как сейчас платит налоги газовая отрасль) обеспечит получение максимально полного дохода бюджета как от нефтяной промышленности, так и от всех других отраслей экономики, связанных системой межотраслевых связей с нефтяной отраслью. В этом случае дополнительно в бюджет можно будет получить не менее 6 трлн рублей. Для сравнения: это почти половина всех доходов федерального бюджета 2013 года (12,9 трлн рублей).

Выгода второго варианта в том, что он обеспечит ускоренное развитие отечественного нефтяного машиностроения. Ибо Россия продолжает нуждаться в продолжении реконструкции нефтеперерабатывающих заводов до уровня лучших зарубежных аналогов. И если раньше для этого использовалось, как правило, зарубежное оборудование, то теперь «Роснефть» и некоторые другие компании переходят на продукцию отечественных предприятий.

В частности, Туапсинский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «Роснефти», перестраивается с мощности 5 млн тонн нефтепереработки в год на 12 млн тонн с глубиной переработки 95% и выпуском бензина классов Евро-4 и Евро-5 — для России почти небывалый результат. Причем основное оборудование, монтируемое на этом заводе, — отечественное.

Финансирует его изготовление тоже «Роснефть», хотя уровень рентабельности отечественного — и мирового — машиностроения втрое-вчетверо ниже, чем в нефтедобыче. Между тем налоги компании «Роснефть» начисляются как нефтедобывающему предприятию. А ведь уже сегодня это компания высокотехнологичная, локомотив для многих отраслей экономики. Такие во всем мире принято беречь, облегчая налоговое бремя.