Главная Культура 19:01 16 Июля 2016 37738
«Я ни с кем не спала за квартиры и звания...»

Людмила Чурсина накануне 75-летия вспоминает свои роли и мужей

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Это любимая актриса моей молодости. От ее героинь, от нее самой исходили шарм и какой-то особый эротический магнетизм. Я по несколько раз бегал на фильмы «Донская повесть», «Два билета на дневной сеанс», «Олеся», «Приваловские миллионы», «Угрюм-река», в которых она блистала во всеоружии юной красоты и зрелого мастерства. Кажется, все это было только вчера. И вот у Людмилы Чурсиной, с которой за минувшие десятилетия мы успели познакомиться и подружиться, грядет серьезный юбилей.

— Людмила Алексеевна, глупо скрывать возраст в эпоху интернета. Поэтому спрошу напрямую: как вы относитесь к предстоящему 75-летию?

— Вы знаете, я уважаю свой возраст. Сейчас работает целая индустрия по омоложению лиц и тел. Иные и в 80 хотят выглядеть на 40. Да, женщина, особенно актриса, должна следить за собой. Но лицо — это генетическое наследство от родителей, это мысль Бога. И менять его так, чтобы становиться похожей на Барби... Это я не в осуждение кому-то, но сама в эти игры не играю. Не пытаюсь скрывать ни одной секунды прожитой жизни.

Я много моталась по свету, не раз попадала в опасные ситуации, случалось, что и поезда, и машины со мной переворачивались, но ведь Господь меня для чего-то еще держит, значит, я для чего-то нужна. Так что я спокойно отношусь к этой дате и связанным с ней эмоциям. Тем более что в нашем театре работает Владимир Михайлович Зельдин, который выходит на сцену в 101 год. Мне есть на кого равняться.

— Довольны тем, как сложился узор вашей жизни?

— Какое это имеет значение: довольна, не довольна... Он уже сложился. Я бывала порой романтической барышней, но пустой мечтательницей никогда не была. У меня правило такое: если можешь что-то изменить — действуй. Так что если получится в оставшиеся мне годы что-то подправить, улучшить — дай Бог, чтобы хватило для этого разумения. У меня много претензий к себе, я много глупостей понаделала, особенно в молодости. Но чем меньше остается времени на этой земле, тем избирательнее начинаешь относиться к тому, что предлагает тебе жизнь, театр и кино в том числе. Будет послана мне интересная работа — сыграю с удовольствием, хоть бы даже и 100-летнюю старуху. Я ведь и матушку Смерть играю на сцене — и ничего. Не будет новых предложений — переживу и это.

— И все-таки вам удалось реализовать свой творческий потенциал или что-то не доиграли?

— В общем, мне грех жаловаться на судьбу — во всяком случае, до начала смутных 90-х годов. Я дебютировала у Льва Кулиджанова в фильме «Когда деревья были большими». Потом была картина «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого. Стала известной, получила кучу призов после четвертого фильма «Донская повесть». Его поставил Владимир Фетин, за которого я впоследствии вышла замуж. Я снималась в фильмах, основанных на книгах Шолохова, Куприна, Шишкова, Мамина-Сибиряка, Вениамина Каверина. На сцене играла в произведениях Шекспира, Достоевского, Лермонтова, Горького, Толстого, Моэма... В молодости выходила в Александринке в образе Сашеньки в чеховском «Иванове», сейчас играю генеральшу в чеховском «Платонове» на сцене Театра Армии. Так что, казалось бы, чего еще желать?

Людмила Чурсина со своей ближайшей подругой, продюсером Еленой Лебедевой

Но актер вам никогда не скажет, что он уже наигрался, пресытился. Вот и я мечтаю поработать с Владимиром Хотиненко, с которым у нас добрые отношения, с удовольствием снялась бы у Никиты Михалкова, пусть даже в эпизоде. Тем временем режиссер Ольга Гарибова, которая ставила со мной спектакль «Княгиня Ольга», увлекла меня интересным сценарием «Земля Эльзы». Там есть роли для меня и для Федора Добронравова, с которым мы недавно познакомились на прекрасно организованной Неделе российского кино в Киргизии. Сейчас ищем деньги под этот проект. Так что жизнь продолжается.

— Кто из актеров, с которым вас свела судьба, оставил самый заметный след?

— У меня были десятки потрясающих партнеров. Но подобно тому как всем нам памятна первая любовь, так мне памятен первый успех в фильме «Донская повесть», где моим партнером был Евгений Павлович Леонов. Он был невысокий, я же была настоящей жердью, но мы как-то приспособились друг к другу. Снимались потом вместе в «Виринее», выступали с концертами. Он часто шутил, но внутри был бесконечно грустным человеком. С годами это ощущалось все сильнее. Как-то мы сели с ним в поезд после тяжелого дня, думаю, сейчас хорошенько поужинаем. А он достал авоську с лекарствами, невесело улыбнулся: «Вот и весь мой ужин». Когда его не стало, я как будто потеряла родственника.

— Вы играли чаще всего сильных, волевых героинь. Это свойство и вашего характера?

— Думаю, во мне все есть, в том числе и воля, напор. Неслучайно домашние называли меня «наш генерал». Но гораздо больше во мне робости, застенчивости, даже трусости. По гороскопу я Рак. Люблю зарыться с головой в песок, спрятаться от чужих глаз — только не трогайте меня. Правая рука Георгия Товстоногова Роза Сирота говорила мне: «Почему вы живете с ощущением, которое можно назвать «извините, что я есть»? Если садитесь, то непременно на краешек стула? Если входите в дверь, то задеваете плечом косяк?»

Эти комплексы у меня идут из детства. Я была длинная, нескладная. Партнеров для танцев на школьных вечерах у меня не было — всегда подпирала спиной стенки зала. О каблуках не мечтала — куда при таком росте? Мне хотелось другие глаза и все другое. Сейчас я понимаю, что была к себе несправедливой. Но все равно комплексы остались. Те из них, что связаны с профессией, я отчасти преодолела. А остальные уже никогда меня не покинут. Так что моих сильных героинь спишем на искусство перевоплощения.

— Злая молва гласит, что вы были официальной, «правительственной» актрисой...

— Ну да, правительство работает-работает, потом устанет и давай отдыхать. А тут уже и я на столе танцую... Вы знаете, молва, сплетни не касаются только чего-то серого, заурядного. Значит, я все-таки чего-то в жизни добилась, раз обо мне клубились слухи. Но они не имели под собой оснований. Да, я была членом ЦК комсомола, выступала на профсоюзных форумах, но всегда чувствовала себя среди активистов белой вороной, говорила чаще всего о женской доле, о семейных ценностях и другой «лирике».

— Но ваша судьба и впрямь дает поводы для различного рода предположений. В 28 лет вы получили звание народной артистки РСФСР, в 40 — народной СССР...

— Но я же не за красивые глаза их получила, а, извините, за роли в этапных для своего времени фильмах. У меня выходило по три-четыре картины в год. Снималась в студеной воде глубокой осенью, босиком ходила по снегу ради достоверности кадра, обедала где и чем придется. Так что, думаю, свои звания я заслужила. А первый слух о себе я услышала, что, дескать, оттого у меня все гладко складывается, что Романов, тогдашний секретарь Ленинградского обкома партии, ко мне неровно дышит. А я его видела всего один раз, когда он мне вручал звание народной артистки РСФСР. Так что моя совесть в этом смысле чиста. Можете так и написать: Чурсина ни с кем не спала ни за звания, ни за квартиры, ни за ордена. Я даже не знала, где их распределяют.

— Но поговорим о «лирике». Вы были замужем три раза. Скажите, вы уходили от своих мужей или они вас бросали?

— Уходила я. Терпела до последнего. Всегда казалось, что все образуется. А потом брала чемоданчик и закрывала дверь с той стороны. Мой первый муж, уже упоминавшийся Владимир Фетин, был талантливым, самобытным режиссером. Но, к сожалению, пил. Я боролась за него, как могла, одно время сама стала пить с ним вместе, чтобы он увидел, как это ужасно. Но на него ничего не действовало. Не стану скрывать: хотела броситься в Неву. Как говорится, Бог уберег. Но в какой-то момент я решительно и бесповоротно ушла от мужа. Правда, продолжала за ним присматривать, покупала ему лекарства, тапки — он часто сидел без работы и без денег. Второй мой муж, по профессии океанолог, не пил. Мог ждать пять-шесть часов в аэропорту, когда рейс задерживался. Я сама ему предложила: женитесь на мне. Но и этот брак не удалось сохранить.

— Почему?

— Виню себя: наверное, я недостаточно сильно его любила.

— У третьего вашего мужа была знаменитая фамилия...

— Но я выходила не за фамилию, у меня на тот момент все было: театр, квартира, звание, призы на фестивалях, я объехала полмира, меня приглашали в Голливуд... Познакомилась я с Игорем Юрьевичем Андроповым у моих друзей. К тому времени я переехала из Ленинграда в Москву, была разведена, он одинок. Умный, тонкий, образованный, писал хорошие стихи. Подумалось, что, пройдя зенит жизни, мы можем как-то поддержать друг друга. Я искренне пыталась создать семью, стала меньше сниматься, готова была даже бросить театр и поехать с ним в одну из европейских стран, куда его собирались отправить послом, но...

— А что здесь было не так?

— Он мучительно ревновал меня даже к моим друзьям и коллегам по театру, устраивал на этой почве скандалы. Я несколько раз уходила, однажды ушла насовсем. Игорь три года не давал мне развода, но в итоге мы расстались вполне мирно. Он мне звонил, я его навещала, когда он заболевал. А как иначе? Считаю, что в разводе виноваты оба. И забрасывать грязью пройденный путь с человеком — недостойно взрослых людей.

— И последний вопрос. У вас, как и в молодые годы, голливудские параметры. Скажите, как держите себя в тонусе?

— Никогда не придерживалась никаких диет. Как правило, наедаюсь на ночь, после спектаклей. Когда-то я занималась йогой, но потом поняла, что йога — это не только физические упражнения, а образ жизни, особая философия. И тихонько отошла от этого дела в сторону. Но я много двигаюсь, живу активной жизнью. Древние говорили о такой триаде: мучная диета + праздная жизнь = преждевременная старость. Так вот, мучное я не люблю, а праздная жизнь, пока я работаю в театре, мне точно не грозит.

Героиня и автор публикации
Комментарии для сайта Cackle

Тиктокер Даня Милохин стал в последнее время завсегдатаем эфиров федеральных каналов

Сергей Беднов
Труд
Даня Милохин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В авторской программе «Бесогон» на «России 24» Никита Михалков рассказал, за кого в публичном пространстве нашей страны ему сейчас стыдно. Мэтром была названа Елена Ваенга, исполнившая шансон...

Чтобы в связи с ними в голову не лезла какая-нибудь «банда ГТА» или отрезанная голова ребенка, лучше вспоминать в эфире эту категорию населения пореже

Сергей Беднов
Труд
У нас на ТВ очень любят говорить о сложностях, связанных с мигрантами на Западе, и всячески избегают обсуждать наши. Фото: Moscow-Live.ru

В минувший вторник, 13 июля, в информационных выпусках всех федеральных каналов прошел сюжет о драке выходцев из Средней Азии возле метро «Кузьминки». Аналогичное происшествие в Химках, случившееся накануне,...

Народ на вакцинацию от коронавируса калачом не заманишь. В телевизоре по этому поводу - сплошное недоумение

Сергей Беднов
Труд
Почему придали созданию «Спутника V» статус геополитической победы? Народ знает, как часто ура-патриотические речовки сопровождают абсолютные пустышки. Фото: Moscow-Live.ru

Народ вакцинироваться не желает. Несмотря на обещанные автомобили и квартиры. Говорящие в телевизоре умные головы ситуации удивляются. Ищут причины. Они, может, и брякнули бы в сердцах про тупость масс, но нельзя-с:...

Разговор с писателем Григорием Чхартишвили, более известным читающей публике под именем Бориса Акунина

Александр Славуцкий
Труд
Фото: © Dmitrii Angel, globallookpress.com

Он не перестает поражать творческой активностью. Помимо регулярно выпускаемых увлекательных детективных романов много лет работает над циклом книг «История Российского государства». Не так давно в издательстве...

Самый мистический дворцовый комплекс - Михайловский (Инженерный) замок - открыл для посетителей парадные залы

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Serguei Fomine, globallookpress.com

Об архитектуре и убранстве этих залов посетители прежде могли лишь гадать. Долгие годы в них располагалась закрытая для посторонних Военно-морская библиотека Минобороны РФ. Да и после реставрации Инженерный замок хранит...

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение...

Столица может утратить не только уникальный плавательный бассейн, но и шедевр скульптуры

Елена Широян, искусствовед
Труд
Реконструкция надвинулась на один из образцов Большого стиля – спорткомплекс ЦСКА. Фото из открытых источников

Однажды в нулевых мне довелось побывать в Берлине, который тогда считался крупнейшей стройплощадкой Европы. И впрямь — повсюду возводили новые здания, небо пронзали десятки башенных кранов... Сегодня столица Германии...

Культура 00:10 / 09 Июля 2021 13014
Не QR-кодом единым...

Какой документ считается самым защищенным от подделок

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати). Фото из открытых источников.

Пока полиция рапортует об уголовных делах за подделку сертификатов о вакцинации и мошенничество с QR-кодами, социологи говорят о российском феномене: дескать, наше население, привыкнув к давлению государства,...

Известный кинорежиссер едет на фестиваль в Канны с одним фильмом и продолжает работу над другим

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как признался Алексей, смокинг он пока не утюжил. Фото: Komsomolskaya Pravda/Russian Look, globallookpress.com

Такого не было уже несколько десятилетий: сразу пять российских картин приглашены в программу Каннского фестиваля, который стартует 6 июля. В основном конкурсе будут представлены «Петровы в гриппе» Кирилла...

На экраны выходит спорный фильм о великом художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Влюбленный Ван Гог» с сайта kinopoisk.ru

Российская премьера «Влюбленного Ван Гога» прошла 14 июля — в День взятия Бастилии, который считается во Франции и во всем мире символом свержения абсолютизма. Фильм в нашем прокате решили...

Директором Бахрушинского музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики

Анна Чепурнова
Труд
Всего месяц назад Дмитрий Родионов вместе с председателем совета депутатов Зарайска Еленой Белкиной и ее заместительницей Раисой Гулькиной открывал Бахрушинский фестиваль, не подозревая о сгущающихся тучах. Фото Сергея Бирюкова

Шокирующая новость: в канун 22 июня — дня, когда мы отмечали 80-летие начала Великой Отечественной, — директором Бахрушинского театрального музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики....

Российские политические ток-шоу порадовали новой струей: они пошли войной на гей-пропаганду

Сергей Беднов
Труд
Роскомнадзор решил проверить на предмет гей-пропаганды церемонию вручения премии «Муз-ТВ». Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редкий мальчишка советских времен не знал, что эта некрасовская строка имеет хулиганское продолжение: «Он им отгонял от себя...» Кого? Ну, типа, мужчину с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Наподобие...

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого...

Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов...

Надежда на то, что информационная повестка «ящика» переключится на спортивные баталии в Токио, оказалась тщетной

Сергей Беднов
Труд
Признаемся: давно мы так не ждали Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, как в эти дни. Фото: Zhang Hongxiang, Синьхуа, globallookpress.com

Еще неделю назад теплилась надежда, что информационная повестка «ящика» хотя бы на время соскочит с двух излюбленных тем и переключится на спортивные баталии в Токио. Увы, она оказалась тщетной. То есть...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Eunika Sopotnicka, globallookpress.com

Авторы исторических работ, представленных в обзоре, опирались на документы, многие из которых ранее были неизвестны или запрещены советской цензурой. Насколько полной встает картина, судить читателю. С уверенностью можно...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?