Мечты Маска и грезы Рогозина

70-летний миллиардер Ричард Брэнсон исполнил свою детскую мечту - стал космонавтом. Показательное приключение!

Впрочем, злопыхатели называют Брэнсона «почти космонавтом». Ракетоплан Unity, разработанный и построенный группой его компаний, поднялся на 90 км над Землей, неся на борту помимо владельца еще пятерых землян. «Всем вам, дети! — сказал Брэнсон в прямом эфире с борта корабля. — Когда-то я был ребенком с мечтой, который смот-рел на звезды. Теперь я взрослый на космическом корабле. И с другими замечательными взрослыми мы сейчас смотрим вниз на красивейшую Землю. Будущее поколение мечтателей, если мы сможем это сделать, только представьте, что вы можете сделать!»

Строго говоря, космос начинается со 100 км над Землей, и поэтому такой полет считается суборбитальным. Об этом нюансе сразу же заговорили отечественные скептики, видящие соломинку в чужом глазу, но не замечающие бревна под носом. К тому же, говорят они, Брэнсон Землю не облетел, как положено космонавтам, такой полет — всего лишь дорогая игрушка, не более того...

Но если смотреть на событие непредвзятым и не столь плоским взглядом, то окажется, что все это мелочи по сравнению с тем, чего добился человек, задумавший воплотить свою мечту и дать шанс таким же, как он, дерзновенным людям заглянуть за стратосферу. Нет, он не сумасбродный чудак. Британский миллиардер и его команда на пути к этому полету решили массу технологических проблем. И одну весьма нетривиальную задачу: обеспечение безопасности в таком полете для неподготовленных и возрастных покорителей космоса.

Уже в следующем году начнутся коммерческие полеты Unity. Тогда уж он наверняка преодолеет 100-километровую отметку, войдет в открытый космос и налетается вдоволь. И невозможно сказать, чего здесь больше: коммерции или мечты. Полет Брэнсона заставил котировки акций его Virgin Galactic взлететь до небес. Несмотря на серьезную цену (билет для полета на ракетоплане стоит 200-250 тысяч долларов), желающих слетать на Unity уже больше шести сотен, и очередь эта растет.

Илон Маск, кстати, уже купил себе билет на следующий рейс Virgin Galactic. Было бы удивительно, если бы он пропустил этот старт. Такие, как Маск, воплощают в жизнь самые фантастические проекты, о которых человечество еще каких-то пару десятков лет назад и не мечтало. Его космические корабли уже давно составляют конкуренцию «государственным» космическим аппаратам, доставляя на Международную космическую станцию грузы и астронавтов. Самому Илону, наверное, было бы не к лицу бронировать билет на собственный корабль и занимать место профессионального исследователя космоса. А на Unity — непременно!

Впрочем, не исключено, что через несколько лет Маск воспользуется служебным положением и примет участие в одном из коммерческих полетов собственного детища — Crew Dragon. Первый такой рейс запланирован на нынешнюю осень. В ходе миссии Inspiration4 астронавты пробудут на орбите несколько дней. Уже известно, что одним из участников станет 38-летний миллиардер и основатель компании Shift4 Payments Джаред Айзекман. Он оплатил места еще трем участникам полета. Благодаря полету бизнесмен намерен собрать 200 млн долларов на борьбу с детскими онкологическими заболеваниями...

Самое удивительное, что Маском дело не заканчивается, а начинается. Американская компания Blue Origin, принадлежащая одному из богатейших людей в мире и основателю империи Amazon Джеффу Безосу, запланировала полет корабля New Shepard на 20 июля. На его борту будет сам Безос, его брат Марк, 82-летняя несостоявшаяся астронавтка Уолли Фанк и победитель аукциона, на котором разыграли еще одно место (его имя пока не называют).

Примечательна фигура Уолли Фанк. Она в 1961 году участвовала в специальных американских женских космических программах и могла слетать в космос как астронавт NASA. Не получилось. Но Фанк посвятила свою жизнь авиации. И вот Безос пригласил Уолли на борт своего Shepard: пусть мечта воплотится!

В отличие от Unity, New Shepard все-таки пересечет линию Кармана — условную границу космоса на высоте 100 км. Технологически это совсем разные проекты. Unity — суборбитальный космолет, который поднимается с помощью самолета-носителя. Shepard представляет собой одноступенчатую ракету с пассажирской капсулой на шесть мест. После взлета на высоте в несколько десятков километров капсула отделяется, а сама ракета снижается и совершает посадку. Пассажирская капсула продолжает полет и приземляется на парашютах, благодаря чему обе части корабля можно использовать повторно.

А что остается нам? Завидовать? Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин на этот раз отреагировал на полет Брэнсона на редкость адекватно. В Telegram-канале он написал: «Надеюсь, что когда-нибудь и наши миллиардеры начнут тратить свои деньги не на очередные яхты и ярмарки тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе».

Только вот мечты Рогозина о коммерческом космосе в нашей современной реальности тщетны. Отечественные миллиардеры обречены соревноваться по части размеров и числа яхт, дворцов и прочих новорусских атрибутов. Они там космические корабли строят, а мы — суперъяхты.

Характерно, что все три покорителя коммерческого космоса — Брэнсон, Безос и Маск — выросли не в семьях олигархов и в залоговых аукционах не участвовали. Эти люди построили свои бизнес-империи с нуля, не паразитируя на созданных другими поколениями богатствах. Именно поэтому их и тянет так высоко, менталитет иной. Кстати, десяток наших толстосумов из списка Форбс куда богаче Брэнсона, но никому из них в голову не приходят подобные «сумасбродные» идеи.

Эксперты считают, что перспектив подобных проектов в России в принципе не существует. Нет юридической базы, соответствующей инвестиционной атмосферы, технологий. Сейчас еще в терроризме могут обвинить или в подрыве основ государства: ракеты, горючее и прочее: Пример тому — компания «КосмоКурс», которая собиралась отправлять туристов в космос. Но из-за трудностей с проектом строительства космодрома и получением разрешений на создание многоразового космического комплекса в 2021 году самоликвидировалась.

И таких примеров в России немало. Мечта нашего человека, если даже она вдруг возникла, разбивается о реальность, о «правила хорошего тона», по которым людям следует грезить о земном, а не космическом. А жаль, поскольку мы проигрываем даже там, где имели явное преимущество. Придется нашим не утратившим детские мечты о космосе богатеям летать на иномарках.

Не исключено, что это будут китайские туристические многоразовые корабли. В КНР в последние годы частные космические компании возникают как грибы после дождя. Сказываются успехи государственной космонавтики и поддержка государством начинающих покорителей небес. Опять же бизнес-климат у них иной. Только ракетостроением в Поднебесной занимаются три десятка частных компаний. Старты частных ракетоносителей со спутниками разного назначения проводятся регулярно с 2018 года. А в феврале 2021-го одна из китайских частных компаний One Space Technology отправила в космос ракету собственной разработки, собранную из компонентов, изготовленных по технологии 3D-печати. К тому же это был умный космический аппарат, который управлялся по специальным программам в онлайн-режиме со специального планшетного устройства...

P.S. А пока китайцы и американцы развивают частную космонавтику и космический туризм, оттачивают соответствующие технологии, «Роскосмос» решил пойти проторенным путем: создать благоприятный имидж, картинку — снять кино за пределами земного притяжения. Отечественный корабль «Прогресс» уже доставил на орбиту оборудование для съемок фильма «Вызов» — проекта «Роскосмоса», Первого канала и студии Yellow, Black and White. Режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд должны прибыть на Международную космическую станцию в октябре. Сейчас они изучают системы корабля «Союз МС» и российскую часть МКС, готовятся к съемкам в условиях невесомости и действиям в случае нештатных ситуаций. Фильм станет первой художественной картиной, снятой в космосе. Так, по словам Рогозина, в госкорпорации хотят раскрутить коммерческие полеты.

На фоне китайских лунных и марсианской экспедиций, постройки их собственной орбитальной станции потуги «Роскосмоса» вызывают только горькую улыбку. Характерно, что подобные эксперименты предпринимаются в год 60-летия полета Юрия Гагарина. В то время когда лидеры космоса реализуют самые дерзновенные мечты, наша космонавтика уходит в мир киногрез.