Благословение, упавшее с небес

14 августа у православных христиан начался Успенский пост, посвященный Успению Богородицы. Но это не совсем про еду

Этот пост еще называют Спасовкой — потому что на его время приходятся два из трех Спасов. Однако ни мед, ни яблоки, ни орехи не имеют отношения к смыслу этих праздников. Да и Успенский пост — это не совсем про еду.

Прежде всего о том, что такое Успение и почему для православных смерть — это праздник. В переводе с церковнославянского языка «успение» означает «погружение в сон», «мирная, подобная сну кончина». Это слово пришло из греческого языка, где одновременно обозначало и смерть, и сон.

В отличие от протестантов, православные относятся к Богородице с особым трепетом. Они верят, что Она усыновила христиан и стала им заступницей и молитвенницей перед своим Сыном. Церковное предание сохранило подробности Ее кончины: известно, что апостолы, которые проповедовали в разных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы успеть попрощаться. Однако похоронить Богородицу им не довелось — на третий день Ее тело исчезло из гробницы. Обнаружил это апостол Фома — тот самый, который долго не мог поверить в Воскресение Христа.

Греческая версия «Сказания об успении Святой Богородицы» повествует, что Фома увидел, как Мария возносится на небо, и попросил у Нее благословение. В ответ Богородица бросила ему свой пояс. Камень, на который он упал, находится на территории русского монастыря Марии Магдалины на Елеонской горе. Сам пояс хранится на Афоне как величайшая святыня. Это его в 2011 году привозили в Россию.

В праздник Успения православная Церковь празднует воссоединение Девы Марии со своим Сыном на Небесах и обретение христианами Заступницы и Утешительницы.

В православных календарях, как правило, указывают, что во время Успенского поста, с 14 по 28 августа, нельзя есть мясо, яйца и молочные продукты. Однако стоит помнить, что эти правила установлены монастырским уставом — для монахов, готовых к аскетическим подвигам. С такими строгими требованиями невозможно подходить к людям, которые живут в городской круговерти и заняты выматывающим трудом.

Единого мнения по поводу меры поста для мирян в православной Церкви нет. Одни священники настаивают на том, что следует ограничивать себя в пище — по примеру Богородицы, которая три дня до своего Успения отказывалась от еды и пила только воду. Другие говорят, что увеличивать траты на питание за счет недешевых постных продуктов и тратить время на составление меню — извращать смысл поста.

Пост, настаивают последние, это время, когда стоит отказываться от удовольствий, праздности и нескромной заботы о себе. И если употребление непостных, но скромных блюд позволит выкроить время на молитвенное правило и участие в богослужении, пожертвовать на благотворительность или уделить внимание тем, кто нуждается в заботе и помощи, то это и будет лучшей аскетической практикой. К тому же к посту категорически нельзя подходить с излишним рвением. Это не полезно как с медицинской, так и духовной точки зрения.

С Медовым, Яблочным и Ореховым (Хлебным) Спасами та же история. С едой их связывает лишь народная традиция, а смысл праздников глубже и интереснее, чем освящение продуктов.

Так, например, Медовым Спасом (14 августа) в народе называют праздник Изнесения Животворящего Креста Господня. В этот день в IX веке в Константинополе из царской сокровищницы выносили Крест, на котором был распят Христос, и проносили по улицам, молясь об ограждении от болезней. В Русской церкви в этот день установлено празднование в честь заступничества Богородицы и Всемилостивого Спасителя — в память о том, как по молитвам перед Владимирской иконой Богородицы князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого, была дарована победа над волжскими булгарами.

Яблочный Спас (19 августа) — это церковный праздник Преображения Господня. Он отмечается в память о евангельской истории, когда Хрис-тос вместе с тремя учениками поднялся на гору помолиться и преобразился у них на глазах. Вот как об этом пишет апостол Матфей: «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». А голос из облака произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Богословы, рассуждая о событиях на горе Фавор, говорят, что Преображение затронуло и все человечество. Именно обожению человека, приближению к Богу посвящены проповеди праздника Преображения.

Третьим (Ореховым, Хлебным) Спасом в народе называют праздник, который посвящен Нерукотворному образу Спасителя. Церковное предание рассказывает, что автором этой иконы стал сам Христос, когда утерся платком и на ткани отпечаталось Его лицо.

Западная традиция связывает эту историю с девушкой Вероникой, которая подала платок идущему на Голгофу Господу. Ее, кстати, считают своей покровительницей современные фотографы. А в восточной традиции появление Нерукотворного Спаса объясняют попытками художника нарисовать проповедующего Христа по повелению правителя сирийского города Эдессы.

В 944 году византийский император Роман осадил Эдессу, вынудив жителей отдать святыню. В честь принесения образа в Константинополь 29 августа был установлен специальный праздник. Образ Спаса Нерукотворного можно было увидеть на знаменах русских князей. А сегодня он официально присутствует на флаге Пензенской области.

В западной традиции Христа на таких иконах рисуют с отпечатком страдания на лице и закрытыми глазами — как на Туринской плащанице. А восточные иконописцы изображают лик Христа спокойным, с открытыми глазами, в напоминание о том, что Бог действительно стал Человеком и прожил земную жизнь, чтобы дать человечеству надежду на жизнь вечную.