33 авиакомпании не долетят до Нового года

Малый бизнес в сфере воздушных и водных перевозок — под угрозой, на новогодние праздники можем остаться без путешествий

Росавиация подготовила документы по аннулированию свидетельств у трех авиакомпаний. Еще 30 отнесены к группе риска, у них также могут быть отозваны лицензии. Названия авиакомпаний пока держатся в секрете. Основные реформы начнутся 15 ноября — именно к этому времени Дмитрий Медведев поручил правительству разработать новые законопроекты для Воздушного кодекса РФ.

После крушения теплохода «Булгария» были аналогичные инициативы для водного транспорта. В июле министр транспорта Игорь Левитин заявил, что необходимо укрупнять морские и речные пассажирские компании. Также он предложил запретить перевозки пассажиров только что созданным компаниям.

Турфирмы застыли в ожидании

Представителям туристического бизнеса остается только ждать и строить догадки насчет будущих изменений. Ситуация обостряется из-за того, что скоро высокий сезон — большая часть новогодних путевок раскуплена. А сами турфирмы по закону бизнеса бронировали авиабилеты за полгода до вылета — до того, как стало известно о грядущих переменах. Особенно рискуют любители бюджетных путешествий. Ведь не факт, что авиакомпанию не закроют к новогодним праздникам.

По новым правилам, все действующие авиакомпании должны иметь не менее десяти однотипных самолетов в авиапарке. В России всего пять таких компаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии». Не соответствуют таким требованиям столь популярные «Авианова», SkyExpress, «Татарстан» и «Якутия». Фактически это ставит крест на бюджетных авиаперевозках внутри страны.

«Мы поддерживаем инициативы правительства, которые будут способствовать увеличению безопасности во время перелетов. Но новшества должны быть продуманными и не ударить по турбизнесу, — рассказал „Труду“ представитель турфирмы BSI-group. — Такие быстрые изменения скажутся на некоторых турфирмах, не все смогут перестроиться. Сейчас выиграют те, кто предпочитает регулярные рейсы и иностранные авиакомпании».

Как отметил эксперт, туристы могут выиграть от транспортного укрупнения не только из-за того, что рейсы могут стать более безопасными. Во время высокого сезона часто наблюдается избыток перевозок, как следствие — цены на билеты падают ниже рентабельности. А значит, высока вероятность разорения компании. Как показало прошедшее лето, банкротство перевозчика — дело пренеприятное, можно так и не выехать в отпуск или остаться в чужой стране гораздо дольше, чем было запланировано.

Флот укрупняется без команды

На прошлой неделе стало известно, что транспортная группа UCL Holding консолидирует три туристические судоходные компании. Сольются компании «Водоходъ» (Москва), «Водоходъ — Санкт-Петербург» и «Волга-флот-тур» (Самара и Нижний Новгород). Малый бизнес не в таком цветущем состоянии. Владелица одного теплохода Антонина Зеленина написала письмо российскому правительству. Сразу оговаривается, что ответа даже не ждет, просто больше молчать не может. В интернете ее письмо активно поддержали коллеги.

«Масса примеров, когда именно небольшие компании вкладывают средства в восстановление, модернизацию флота и поддерживают его в хорошем состоянии, — негодует Зеленина. — Мы маленькая фирма и, по мнению руководства Минтранса, по определению не можем хорошо работать, на нашем теплоходе еще год назад была установлена электронная картографическая навигационная система нового поколения, предназначенная для оснащения судов, совершающих международные рейсы. Поверьте, не каждая крупная судоходная компания может этим похвастать».

По мнению предпринимателя, цены на морские и речные перевозки уже ощутимо выросли.