ПРО "ЭТО" - И ПРО ТО

Вот уже вторую неделю на экране четвертого канала - в левом нижнем углу кадра - постоянно можно видеть надпись "10 лет НТВ". В минувшую пятницу отмечалось десятилетие с того дня, как в эфир вышла небольшая, но творчески сплоченная команда тележурналистов, взявших аббревиатуру НТВ для названия своего канала.

Критики силились расшифровать аббревиатуру, предлагали разные толкования: "Независимое", "Новое", "Нормальное" и даже "Не наше", а сами телевизионщики лишь лукаво отмалчивались или говорили, что их девиз: "Новости - наша профессия". И действительно, с первых же дней молодая телекомпания сделала основной упор на информационные и публицистические жанры, скоро заняв в этой нише ведущее место.
Ну а потом, в какой-то момент возомнив себя вершителями политических судеб в стране, руководители НТВ стали все чаще выходить за пределы журналистской профессии, пытались не только формировать общественное мнение, но и непосредственно влиять на власть. Что из этого вышло, знают все.
Впрочем, видимо, не все. Потому как пятничный выпуск "Свободы слова", в котором участвовали Евгений Киселев и многие его бывшие коллеги-тележурналисты, авторы озаглавили: "Состоялось ли в России независимое ТВ?". И формулировку эту они явно сопрягали с судьбой канала-юбиляра. Экс-ведущий "Итогов", выступая, уверял нас, будто независимость была лишь при нем: трижды, когда закрывались сначала прежнее НТВ, затем ТВ-6 и ТВС, государство наносило удары "по свободному эфиру".
Неожиданно для создателей передачи - в этом Савик Шустер признался в кадре - ее тема стала деформироваться. Критики из столичных газет напомнили вдруг Киселеву о его далеко не безгрешном телевизионном прошлом. И тут выяснилось, что полученную вопреки всем представлениям о справедливости в журналистском сообществе четвертую "кнопку", а с нею и "независимость" тогдашнее НТВ отработало, предоставляя бывшей власти информационные (по сути - "телекиллерские") услуги. Вспомнили, как канал в "гусинские" времена по заданию сверху безжалостно "мочил" покойного А.Лебедя, как, не заботясь особо о пристойности, вел себя в памятную избирательную кампанию 1995-1996 годов.
Бывшие энтэвэшники защищались весьма неуклюже. Вынуждены были признать, что во время тех выборов участвовали в своеобразном сговоре телевизионщиков (термин не мой, он прозвучал из уст Владимира Познера, цитировавшего откровения одного из тогдашних руководителей канала), направленном на то, чтобы не допустить избрания президента-коммуниста. Подобное поведение поборникам нуждавшейся в защите от "левого реванша" демократии казалось в ту пору вполне допустимым...
За последние годы многие понятия поменялись: то, что еще недавно было в порядке вещей, стало недопустимым, что тщательно скрывалось - предается гласности. Поэтому, наверное, никто в студии не пользовался спасительной фигурой умолчания, и в адрес юбиляра в тот вечер раздавалось, пожалуй, гораздо больше критики, нежели "позитива". В результате главная заслуженная похвала почему-то вовсе не прозвучала. А ведь за десять лет НТВ стало настоящей кузницей репортерских кадров: выходцы оттуда работают сегодня на многих каналах.
Не только на государственном, возглавляемом ныне Б.Добродеевым, одним из "отцов-основателей" НТВ, но и на других, менее тиражных. Так, в минувшую субботу на дециметровом РЕН-ТВ удачно стартовала с авторской еженедельной информационно-аналитической программой Марианна Максимовская. Еще недавно, помнится, она была ярой поборницей киселевской идеологизированной модели телеинформации. А тут вот изменила манеру разговора со зрителем, используя иронию и неожиданные сопоставления.
Леонид Парфенов в вышедшем в ту же субботу юбилейном выпуске "Про это" вместе с Еленой Ханга увлеченно рассказывал историю возникновения этой скандально известной передачи. Зрителей, уверен, шокировали воспроизведенные в эфире отрывки: в их выборе авторы не стали проявлять ни сдержанности, ни благоразумия. Кажется, эти два ведущих канала будто подмигнули нам, зрителям: мы, мол, еще похулиганим, мы еще вас удивим...