Почему мы на ночь глядя смотрим фильм о Сталинграде?

На телеканале «Россия-1» начинается показ многосерийного фильма «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана

«Россия 1» начала показ главного проекта сезона — многосерийного фильма по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Назвать его сериалом язык не поворачивается. С этим понятием давно ассоциируется надуманный сюжет, халтурящие актеры и низкий бюджет, кричащий о себе каждым кадром. Ничего подобного в работе режиссера Сергея Урсуляка нет. Здесь все тщательно, глубоко. Так что это — фильм. И все же просмотр первых трех его серий дался непросто.

Уже много лет «Россия» осваивает отечественную классику. Начав с «Идиота», рейтинги которого потрясли телевизионное сообщество, канал экранизировал добрую дюжину знаменитых романов. «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба», «Белая гвардия», «В круге первом»: Теперь вот — «Жизнь и судьба». Но если поначалу эта тенденция казалась следствием понятного желания приспособить к делу мощную литературную основу, то в последнее время она позиционируется как высокая просветительская миссия.

Рекламная кампания «Жизни и судьбы» проходила именно под этим знаком. В проморолике закадровый голос говорил о «величайшем и самом недооцененном романе ХХ века», а также настаивал на том, что «этот фильм должен посмотреть каждый».

Не самый удачный текст. Хотя бы потому, что роман был неоднократно издан. Кто же недооценил его? Неразумный читатель? А утверждение «должен посмотреть каждый» совсем уж излишне. Зритель никому ничего не должен. Если же говорить про «каждого», то, может, для начала не надо было заставлять его сидеть у телевизора до половины первого ночи в канун рабочей недели.

Теперь по существу. «Жизнь и судьба» — это большой фильм. С мощной актерской игрой, великолепной камерой. И сделанный как раз не для каждого. А для тех, кто не разучился думать. Еще лучше, если они уже читали роман. Ведь «Жизнь и судьба» — это вторая часть дилогии. В ней продолжаются истории людей, начатые в романе «За правое дело». И первые три серии многим зрителям наверняка пришлось разбираться, кто же кем кому приходится. К тому же у Гроссмана все линии связывает семья Шапошниковых, а в фильме Урсуляка главным героем становится физик Штурм, муж одной из трех сестер из этой семьи. Почему именно он? Видимо, потому что много думает о жизни и судьбе. И не только о своей. Страны. И его внутренние монологи, звучащие за кадром, проще всего соотнести с авторскими размышлениями.

И еще про амбиции канала. Раз уж вы представляете премьеру как событие, не жадничайте, снимите рекламу. А то когда после жестких кадров обороны Сталинграда на экране появляется переевший молодой человек, которому срочно потребовалось желудочное средство, как-то теряешь ощущение причастности к происходящему.

И еще по поводу требования «должен». Не должен. Но точно — стоит! Не для того, чтобы после просмотра посреди ночи с пеной у рта спорить о тоталитаризме, как это было в «Воскресном вечере с Владимиром Соловьевым». А чтобы получить удовольствие от настоящего кино.